домой   контакт   поиск       войти

Письмо Минюста об ответственности банков за задержку платежей

     
 

13.05.2009

Можно ли взыскать с учреждения банка сумму финансовых санкций, которая была наложена на предприятие в связи с несвоевременным перечислением платежей в бюджет? При этом в банке либо введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов при осуществлении процедуры санации (ликвидации) временной администрацией. Чем мотивировать такое требование? Можно воспользоваться в качестве мотивации письмом Министерства Юстиции Украины от 11.03.2009 г. № 2587-0-26-09-20.

Текст его приводим ниже.

В Министерстве юстиции рассмотрели ... письмо ... о предоставлении разъяснения законодательства относительно задержки банками исполнения платежных поручений по перечислению налогов в бюджет и сообщаем следующее. При решении затронутых вопросов следует учитывать следующее. Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее – Закон), являющийся специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начислению и уплате пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания. Так, подпунктом 16.5.1 пункта 16.5 статьи 16 Закона установлено, что за нарушение сроков перечисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине", банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размерах, установленных подпунктом 16.4.1 пункта 16.4 статьи 16, и штрафные санкции, установленные подпунктом 17.1.7 пункта 17.1 статьи 17 данного Закона, а также несет другую ответственность, установленную данным Законом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налога, сбора (обязательного платежа) в бюджет или государственный целевой фонд.

При этом плательщик налогов, сборов (обязательных платежей) освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции. Кроме того, подпунктами 16.5.2 и 16.5.3 пункта 16.5 статьи 16 Закона определено, что днем представления в учреждения банков платежного поручения по всем видам налоговых платежей считается день его регистрации в этих учреждениях.

Не считается нарушением сроков зачисления налогов и сборов (обязательных платежей) по вине банка, если такое нарушение стало следствием урегулирования Национальным банком Украины экономических нормативов такого банка, что приводит к нехватке свободного остатка денежных средств на таком корреспондентском счете для осуществления зачисления. Если в будущем банк или его правопреемники восстанавливают платежеспособность, отсчет сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) начинается с момента такого восстановления. При этом статьей 85 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" определено, что с целью создания благоприятных условий для восстановления финансового состояния банка, которое соответствовало бы установленным данным Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины требованиям, Национальный банк Украины имеет право введения моратория на удовлетворение требований кредиторов при осуществлении [процедуры] временной администрации, но на срок не более шести месяцев.

Мораторий не распространяется на обслуживание текущих операций, осуществляемых временным администратором, на требования о выплате заработной платы, алиментов, возмещении ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также на удовлетворение требований кредиторов, возникших в связи с обязательствами банка в ходе осуществления [процедуры] временной администрации банка.

После окончания действия моратория неустойка (штраф, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые банк был обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательствам по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), могут быть заявлены к уплате в размерах, действовавших на дату введения моратория, если иное не предусмотрено данным Законом.
Также в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса Украины в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их безосновательного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить убытки, если иное не установлено законом.
Кроме того, согласно пунктам 8.1 – 8.3 статьи 8 Закона Украины "О платежных системах и переводе денежных средств в Украине" банк обязан исполнить поручение клиентов, содержащееся в расчетном документе, поступившем в течение операционного времени банка, в день его поступления. В случае поступления расчетного документа клиента в обслуживающий банк после истечения операционного времени банк обязан исполнить поручение клиента, содержащееся в данном расчетном документе, не позднее следующего рабочего дня. Банки и их клиенты имеют право предусматривать в договорах иные, нежели установленные в абзацах первом и втором данного пункта, сроки исполнения поручений клиентов.
Банк обязан исполнить поручение клиента, содержащееся в документе на перевод наличности, в течение операционного времени, в день поступления данного документа в банк. Банки и их клиенты имеют право обусловливать в договорах иные, нежели установленные в данном пункте, сроки перевода наличности. За нарушение сроков, установленных пунктами 8.1 и 8.2 данной статьи, банк, обслуживающий плательщика, несет ответственность, предусмотренную данным Законом.
Так, пунктами 32.1 и 32.2 статьи 32 Закона Украины "О платежных системах и переводе денежных средств в Украине" установлено, что банк, обслуживающий плательщика, несет перед плательщиком ответственность, связанную с осуществлением перевода, в соответствии с данным Законом и условиями заключенных между ними договоров. В случае нарушения банком, обслуживающим плательщика, установленных настоящим Законом сроков исполнения поручения клиента на перевод данный банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, которая не может превышать 10 процентов суммы перевода, если иной размер пени не обусловлен договором между ними. Относительно писем Государственной налоговой администрации указываем следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" Государственная налоговая администрация в порядке, установленном законом, предоставляет налоговые разъяснения и организует выполнение данной работы органами государственной налоговой службы. Налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в пределах их компетенции, которое используется при обосновании их решений в ходе проведения апелляционных процедур.
Налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет перед налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами (подпункт "г" подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и пункт 1.4 главы 1 Порядка предоставления разъяснения отдельных положений налогового законодательства, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации от 12.04.2003 г. № 176, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.04.2003 г. за № 326/7647).

Вместе с тем указанные разъяснения не имеют силы нормативно-правового акта, а носят только разъясняющий, информационный, рекомендательный характер и не должны содержать новых правовых норм, и соответственно их правовая экспертиза на соответствие законодательству Министерством юстиции не осуществляется.


Заместитель Министра Л. Ефименко


Возврат к списку