домой   контакт   поиск       войти

Разъяснение ГФС относительно применения РРО в 2015 году

     
 

13.02.2015

Разъяснение ГФС относительно применения РРО в 2015 году в письме от 10.02.2015 г. № 4315/7 / 99-99-22-07-03-17.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 10.02.2015 г. № 4315/7 / 99-99-22-07-03-17

О принятии мер 

Законом Украины от 28 декабря 2014 № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее - Закон №71) внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее - Кодекс) и, в частности, Закон Украины от 6 июля 1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее - Закон № 265).

Целью изменений в Кодекс и Закон № 265 является совершенствование механизма их применения и предотвращения возможных нарушений со стороны субъектов хозяйствования, которые осуществляют наличные расчеты за товары (услуги).

Основным изменением является то, что в соответствии с пунктом 296.10 Кодекса плательщики единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций (далее - РРО).

Во всех остальных случаях плательщики единого налога физические лица-предприниматели второй и третьей групп обязаны применять РРО.

Указанные изменения касаются конкретно определенного способа деятельности, а не отдельных форм ведения хозяйственной деятельности и системы налогообложения. В частности, указанные физические лица-предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, имеют возможность проводить расчеты без применения РРО, а другие субъекты хозяйствования будут руководствоваться нормой относительно обязательства выдавать лицу, получающему товар (услугу), расчетный документ установленной формы. При этом указанные изменения, согласно Заключительным положениям Закона №71, вступают в силу:

 для плательщиков единого налога третьей группы - с 1 июля 2015 года;

 для плательщиков единого налога второй группы - с 1 января 2016 года.

В то же время изменениями в Переходных положениях Кодекса (пункт 28) установлено, что плательщики единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп, кроме определенных в пункте 296.10 Кодекса, с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 включительно, которые стали применять в собственной хозяйственной деятельности зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с даты начала применения РРО 1 января 2017 освобождаются от проведения в соответствии с нормами настоящего Кодекса проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО.

Абзац первый статьи 3 Закона №265 изложен в следующей редакции: «субъекты хозяйствования, которые осуществляют операции в наличной и / или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли , общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны: »и далее по тексту.

Указанные изменения в Закон, предложенные Национальным банком Украины, связанные с распространением применения программно-технических комплексов самообслуживания (далее - ПТКС) (в том числе не только для перевода наличных средств, а также и для оплаты товаров, услуг) и обеспечением контроля за наличным оборотом.

То есть с 01.01.2015 субъекты хозяйствования, которые используют ПТКС при расчетах за реализованные товары (предоставленные услуги) должны выдавать покупателю расчетный документ установленной формы (фискальный чек).

Пунктом 2 статьи 3 Закона №265 предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Одновременно с Законом № 265 исключен пункт 13 статьи 9 об освобождении от применения РРО и РК при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции), то есть сети Интернет.

То есть, субъекты хозяйствования при продаже товаров в сети Интернет, в том числе физические лица-предприниматели плательщики единого налога 2 и 3 групп (начиная с определенного Кодексом для каждой группы срока), должны применять РРО и выдавать покупателю расчетный документ установленной формы.

Такие изменения вызваны широким распространением продажи товаров (услуг), заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, необходимостью защиты прав потребителей в случае получения недоброкачественного товара (услуги) и создание возможности обращения в судебные органы для защиты прав и пригодности обращения контрафактных и контрабандных товаров .

Пункт 9 статьи 3 Закона № 265 изложен в следующей редакции: «ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций».

Слова «в случае осуществления расчетных операций» добавлена избежание неоднозначной трактовки нормы относительно печатания «2-отчетов» (фискальных отчетных чеков) в случае, когда в конкретный день расчетные операции через РРО не проводились.

С пунктом 1 статьи 9 Закона 265 внесены изменения относительно обязательного применения РРО и РК при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

В связи с изложенным расширяется сфера применения РРО предприятиями, которые предоставляют услуги (парикмахерские, салоны красоты, спортивные клубы, химчистки, сервисные центры по ремонту бытовой техники и т.п.), что также будет способствовать защите прав потребителей при получении недоброкачественных услуг и создаст возможность обращения в судебные органы для защиты прав, сделает невозможным обращение контрафактных и контрабандных товаров и обеспечит надлежащий контроль оборота наличных.

Таким образом, предприятия сферы услуг при проведении расчетов должны применять РРО на общих основаниях.

Пункт 2 статьи 9 Закона 265 изложен в следующей редакции: «при исполнении всех банковских услуг, кроме операций по купле-продаже иностранной валюты, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего их перевода».

Итак, РРО должны применяться при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, а также операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода, в том числе с применением ПТКС (с обязательным соблюдением требований статьи 3 настоящего Закона).

То есть с 01.01.2015 при использовании субъектами хозяйствования ПТКС должны обеспечить выдачу покупателю расчетного документа установленной формы (фискального чека).

Пункт 8 раздела II «Заключительные положения» Закона № 265 дополнен абзацами вторым и третьим:

«С 1 января 2015 разрешается первичная регистрация только регистраторов расчетных операций, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты.

Разрешается до 1 января 2016 года использования электронных контрольно-кассовых аппаратов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, создают контрольную ленту в печатном виде и подают в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций , выполненных в наличной и/или в безналичной форме, содержащейся в их фискальной памяти, и при этом не подают электронных копий расчетных документов».

Таким образом, пользователям зарегистрированных и введенных в эксплуатацию до 01.01.2015 электронных контрольно-кассовых аппаратов, подают в органы фискальных органов только информацию об объеме расчетных операций (X- отчеты), установлен переходный период продолжительностью 1 год для доработки или замены существующей кассовой техники на такую, которая обеспечивает представление по электронным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.

Пункт 9 Закона № 265 изложен в следующей редакции:
«Временно до 1 июля 2015 субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований настоящего Закона при предоставлении услугу случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке; при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов в соответствии с нормативными актами Национального банка Украины, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции) ».

Итак, указанные субъекты хозяйствования, которые с 01.01.20105 года должны применять РРО, освобождаются от санкций за нарушение требований настоящего Закона на полгода, что дает им возможность зарегистрировать, ввести в эксплуатацию соответствующие РРО для выполнения требований действующего законодательства.

Также пунктом 3 Заключительных положений Закона № 71 установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 000 000 гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке предприятия по его проверки, согласно решению суда или требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Указанное ограничение не распространяется с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и / или производят и / или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещение налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное и требования пункта 80.2 статьи 80 Кодекса, фактические проверки могут проводиться при наличии оснований, предусмотренных Кодексом, и в случае, если субъект хозяйствования:

 осуществляет реализацию подакцизных товаров;

 занимается видами хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также при проведении проверок субъектов хозяйствования - физических лиц-предпринимателей по вопросам полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

С целью доведения указанной информации к налогоплательщикам обязываем:

осуществить соответствующие публикации в печатных и электронных средствах массовой информации;

обнародовать информацию на веб-порталах главных управлений ГФС, в частности в виде бегущей строки;

провести соответствующие мероприятия по информированию пользователей РРО и ЦСО в главных управлениях и подчиненных государственных налоговых инспекциях;

провести встречи, круглые столы и семинары с налогоплательщиками - пользователями РРО с привлечением представителей центров сервисного обслуживания РРО.

   Глава                                                                                                            И.О. Белоус



Видеофрагмент семинара "РРО и кассовые операции"








Возврат к списку