домой   контакт   поиск       войти

Обзор либеральной налоговой реформы. Законопроект № 3357

     
 

04.11.2015

UPD. Депутаты совместно с Кабмином перенесли рассмотрение законопроектов налоговой реформы на 2016 год. Принятый 24 декабря закон о внесении изменений в Налоговый кодекс №909-VIII кардинально не меняет существующую налоговую систему. 

Обзор либеральной налоговой реформы. Законопроект № 3357

В сентябре текущего года Министерство финансов Украины презентовало концепцию налоговой реформы – 2016, которая предполагает существенные изменения в Налоговый кодекс Украины вплоть до принятия Кодекса в новой редакции. Через месяц после презентации налоговой реформы Минфина на сайте парламента появился зарегистрированный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» № 3357, известный также как «законопроект Южаниной». Инициаторами законопроекта № 3357 выступило более 100 депутатов Верховной Рады нынешнего созыва, а в работе над проектом задействованы авторитетные эксперты в сфере налогообложения.

Рассмотрим основные положения проекта закона.

Основные цели законопроекта

Авторы законопроекта выделяют следующие основные направления и цели налоговой реформы:

- создание уникальных фискальных условий для развития бизнеса и восстановления экономики;

- решение наиболее болезненных проблем в сфере налогообложения - уровень налоговой нагрузки на фонд оплаты труда не более 30%;

- оздоровление инвестиционного климата – снижение ставок прямых налогов, переход на налогообложение распределенной прибыли;

- выведение экономики из тени – установление справедливых ставок налогов и упрощение администрирования для стимулирования легализации бизнеса;

- стабильность и предсказуемость налогового законодательства – введение моратория на три года относительно изменений налогового законодательства.

Налог на прибыль

Налоговая реформа предполагает снижение базовой ставки налога на прибыль до 15% по сравнению с действующей ставкой 18%. Существенным нововведением является то, что объектом налогообложения будет считаться только распределенная прибыль налогоплательщика, определенная по данным бухгалтерского учета, которая выплачивается в виде дивидендов, а также приравненные к ним платежи.

Фактически налог не будет уплачиваться, если собственник не выплачивает прибыль в виде дивидендов. Однако в целях налогообложения дивидендами (распределенной прибылью) также считается реинвестиция, платеж, который не оформлен как выплата дивидендов, но является фактическим распределением прибыли собственнику или связанным лицам, осуществление инвестиций за рубеж, безвозвратная помощь физическому лицу, кредиторская задолженность физического лица с истекшим сроком давности.

Если прибыль не выплачивается собственникам, то предприятие не уплачивает ни авансовые взносы, ни сам налог, даже если прибыль у предприятия есть.

Налог на добавленную стоимость

Законопроект № 3357 предусматривает значительное снижение ставки НДС – до 15%. Поскольку систему электронного администрирования НДС упразднить не представляется возможным, законопроектом № 3357 предлагается перевести ее в «холостой режим» на постоянной основе, прекратить депонирование средств на спецсчетах по НДС в качестве обеспечения налоговых обязательств.

Проектом также предусмотрено увеличение овердрафта со среднемесячных налоговых обязательств к уплате на среднемесячные объемы начисленных налоговых обязательств, а также предоставление возможности регистрации налоговых накладных с опозданием без пополнения спецсчета путем внесения изменений в формулу.

Революционные изменения, предложенные законопроектом о налоговой либерализации, касаются бюджетного возмещения НДС и оснований лишения налогоплательщика права на налоговый кредит. В части бюджетного возмещения предлагается внедрить открытый (публичный) реестр заявок на возмещение НДС из бюджета, что позволит избежать злоупотреблений с возмещением налога. Любой налогоплательщик сможет на сайте фискального ведомства просматривать сведения о датах и сроках выполнения заявок на возмещение НДС, и таким образом невозможно будет «ускорить» или «приостановить» выполнение заявок на возмещение.

Что касается права на налоговый кредит, то его лишение по формальным признакам будет запрещено, в то время как основаниями для отмены кредита будут существенные нарушения: ошибки в ИНН или формирование НК по необлагаемым операциям.

Также законопроект предусматривает существенное урезание льготного режима налогообложения НДС сельскохозяйственных предприятий, спецрежим предложен только для предприятий животноводческой сферы.

Налог на доходы физических лиц, ЕСВ

Общая концепция законопроекта, предусматривающая снижение ставок налогов, коснулась и налога на доходы физических лиц. В законопроекте № 3357 базовая ставка НДФЛ составляет 10%, для отдельных видов доходов (дивиденды) – ставка 5%, а для доходов в виде дополнительного блага или для выплаты дивидендов субъектами упрощенной системы налогообложения ставка НДФЛ предусмотрена на уровне 20%.

ЕСВ устанавливается на уровне 20%, ставка применяется к начислению «брутто»: удержания по ЕСВ не предусмотрены, только начисленная на фонд оплаты труда сумма. Проектом предложено убрать максимальный предел для начисления ЕСВ, то есть единый социальный взнос с больших зарплат будет облагаться полной ставкой ЕСВ и НДФЛ.

Законопроект предусматривает существенные изменения в налогообложении НДФЛ доходов от осуществления деятельности, в том числе предпринимательской. C этой целью предлагается ввести три категории налогоплательщиков:

- 1 категория – физические лица, которые не зарегистрированы в качестве ФЛП и осуществляют розничную торговлю, оказание бытовых услуг населению, а также занимаются традиционными народными промыслами. Такие физические лица не вправе нанимать других лиц, их предельный годовой доход будет составлять 250 размеров минимальной заработной платы, а ставка налога составит 10% минимальной зарплаты в месяц.

- 2 категория – физические лица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. Предлагается установить их предельный объем дохода на уровне 4000 размеров минимальной заработной платы, разрешить нанимать работников, а ставку налога установить в размере 10% полученной прибыли.

- 3 категория – физические лица-предприниматели с объемом годового дохода более 4000 минимальных заработных плат и ставкой налога в размере 10% полученной прибыли. Существенно не отличается от действующей общей системы налогообложения физических лиц.

ЕСВ всеми этими субъектами будет уплачиваться добровольно. Также законопроект № 3357 предусматривает отмену налоговой социальной льготы.

Упрощенная система налогообложения

Разработанный профильным комитетом ВРУ законопроект № 3357 предусматривает сохранение упрощенной системы налогообложения, однако будет снижен предел дохода для «единщиков». Если положения проекта будут воплощены в жизнь, новые нормы существенно скажутся на работе «единщиков» третьей группы. Ставки налога для плательщиков 3-й группы будут увеличиваться постепенно: от 3%+ НДС или 6% без НДС в 2016 году и до 5% и 10% соответственно к 2018 году. Предельный объем годового дохода предпринимателя 3-й группы упрощенной системы налогообложения предлагается снизить до уровня 4000 минимальных заработных плат, что на сегодняшний день составляет примерно 5 млн.грн.

Администрирование налогов и борьба с коррупцией

Авторы законопроекта № 3357 настаивают на необходимости существенного сокращения штата налоговых органов, лишении налоговых инспекций низового уровня функций контроля, демилитаризации налогового контроля с ликвидацией налоговой милиции и созданием Службы финансовых расследований. В качестве упрощения взаимодействия налогоплательщика с фискальной службой предусмотрено создание электронного он-лайн  кабинета налогоплательщика (в режиме реального времени), где можно будет получить полную информацию по всем видам налогов в разрезе оплат и начислений, а также провести обмен данными (письма, запросы, уведомления).

Законопроект предусматривает новую систему административного обжалования налоговых уведомлений-решений, срок подачи жалобы предлагается увеличить до 30 дней. Проектом предложено упразднить встречные проверки, а также сделать невозможным аннулирование статуса плательщика НДС или единого налога в следствие ненахождения по месту регистрации («стан 9» и т.п.). Сумму бюджетного возмещения по заявлению налогоплательщика также можно будет направить на уплату других видов налогов и сборов.

Законопроект № 3357 содержит такую новацию, как институт налоговых консультантов.

Окончательный текст законопроекта еще дорабатывается, поэтому у налогоплательщиков есть возможность предложить изменения в НКУ, которые могут быть учтены в тексте проекта для голосования.

kievbusinesscentre.com.ua

 


Возврат к списку