домой   контакт   поиск       войти

Изменен статус и порядок составления первичных документов бухгалтерского учета

     
 

12.02.2017

Изменен статус и порядок составления первичных документов бухгалтерского учета

Изменен статус и порядок составления первичных документов бухгалтерского учета

Изменения в законодательство о бухгалтерском учете действуют с начала января 2017 года.

Акт больше не подтверждает факт оказания услуг?

Согласно новому определению, которое дается в ст.1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон о бухучете), первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции.  Напомним, ранее определение звучало так: «Первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление». Означает ли это, что акт оказанных услуг (другой первичный документ) больше не является доказательством хозяйственной операции (оказания услуг, выполнения работ и т.д.)?

Нет, это не так. Нужно понимать, что основной целью изменений было расширение сферы применения инвойсов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которые, по ряду операций, считаются первичными документами (но не обязательно подтверждают факт осуществления хозоперации).

Считаем, что первичный документ, по-прежнему, может подтверждать факт осуществления хозяйственной операции. Но его статус подтверждающего документа заметно «пошатнулся». Сам по себе первичный документ бухгалтерского учета нельзя будет считать безусловным подтверждением факта осуществления хозоперации. То есть, формально составленный первичный документ, например, акт оказанных услуг, может не приниматься судами, фискальными органами в качестве подтверждения хозяйственной операции, если такая операция не осуществлялась (нереальная, бестоварная операция).

Тем не менее, налогоплательщикам станет сложнее доказывать реальность (товарность) хозяйственной операции, чем раньше. Поэтому возрастает роль других документов (в частности, транспортных) и прочих доказательств.

Нужно ли теперь составлять акты оказанных услуг (выполненных работ)?

Да, первичный документ составлять необходимо, т.к. он является основанием для отражения операции в учете (ч.1 ст.9 Закона о бухучете).

Что изменилось в требованиях к первичным документам?

Место составления первичного документа теперь не является его обязательным реквизитом (ч.2 ст.9 Закона о бухучете).

Дата составления первичного документа, по-прежнему, является обязательным реквизитом. Но теперь в Законе о бухучете отсутствует оговорка о том, что первичный документ должен составляться во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно – сразу по ее завершению. Тем не менее, такая необходимость логически следует из принципов полноты и достоверности отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.  

Можно ли применять электронные первичные документы?

Пункт 2 ст.9 Закона о бухучете теперь предусматривает возможность составления первичных документов бухучета в электронной форме. Напомним, что электронная форма документа – это отнюдь не оформление его путем сканирования и направления электронной почтой. Электронный первичный документ – это документ, оформленный с использованием электронной цифровой подписи.

kievbusinesscentre.com.ua


Возврат к списку