Законопроекты 1053-1 и 1073, которые недавно были приняты в первом чтении, навели ужас на предпринимательское сообщество. Правда, нужно вспомнить о том, как в 2015 году правительство уже пыталось массово перевести предпринимателей на кассовые аппараты, но потом пошло на уступки. Считаем, что все ужасы законопроектов 1053-1 и 1073 реализованы на практике не будут. Также есть вероятность, что турагенты ФЛП получат еще несколько лет «форы» и смогут пока работать без РРО.
Тем не менее, стоит изложить тезисно перспективы работы малого бизнеса и, в частности, турагентов, если указанные проекты станут законами.
ФЛП турагенты с РРО
Если сейчас ФЛП 1,2 и 3 групп единого налога, годовой доход которых не превышает 1 000 000 грн., вправе принимать наличные без РРО, то с принятием закона право работать без РРО останется только у ФЛП на ЕН 1 группы. При этом уже через полгода после вступления закона в силу, РРО должны будут использовать ФЛП на ЕН, которые осуществляют реализацию товаров или услуг через интернет, реализацию медицинских товаров и услуг сферы здравоохранения, реализацию ювелирных изделий, реализацию бывших в употреблении товаров, деятельность ресторанов и заведений общественного питания, деятельность турагентов, продажу автозапчастей.
В чем сложность применения РРО?
Многие предприниматели, которые торгуют в розницу или работают в сфере услуг, уже используют кассовые регистраторы, но работающие в нефискальном режиме, так сказать, для управленческого учета. Казалось бы, в чем сложность перевести их в фискальный режим?
Пугают две вещи: сложность работы с РРО и большие штрафы за нарушения.
Первый момент – это обязательное программирование РРО, внесение номенклатуры товаров или услуг. Обяжут ли предпринимателей вести учет себестоимости товаров или услуг? Считаем, что нет. Дело в том, что программирование номенклатуры не равно строгому учету. Скажем, турагентство может запрограммировать в РРО всего 3-4 услуги: турпакет, авиабилет, страховку, прочие услуги по бронированию. И поскольку стоимость каждой услуги индивидуальна, в РРО она вносится в ручном режиме, со свободной ценой. Субъекты с обширной номенклатурой часто программируют только группы товаров или услуг.
Во-вторых, сложность оприходования выручки, ведения кассовой документации, инкассации и т.д. У предпринимателя нет кассы как таковой, поэтому нет требования устанавливать лимит кассы и сдавать сверхлимитные остатки в банк. Закрыв смену и отправив фискальный z-отчет, предприниматель может закрыть деньги в сейфе или забрать их домой, как ему больше нравится.
Для интернет-магазинов предполагается введение программных регистраторов. Программный регистратор – это технологическое решение, которое должно позволить фискализировать онлайн-расчеты, в том числе через сайт предпринимателя. Фискальный чек может быть создан в электронной форме, и отправлен не только на сервер ГНС, но и покупателю на электронную почту или удобным ему каналом связи. Конечно, программный регистратор – это пока только проект, но идея его работы именно такая.
Штрафы. В этой части еще продолжаются дискуссии. Фискалы хотят вернуть привлекательные для них «коррупционные» нормы о пятикратных и двукратных санкциях. В последней редакции проект содержит штрафы в размере 150% суммы операции, но не менее 50 необлагаемых минимумов доходов граждан за первое нарушение и 250% суммы операции, но не менее 100 необлагаемых минимумов доходов граждан – за повторное нарушение, которые планируют применять за проведение расчетов без использования РРО или на неполную стоимость продажи.
Размеры таких штрафов объяснимы, так как проектами предусмотрен кэш-бек 100% суммы чека для «бдительных» покупателей, которые проверили правильность фискального чека своего поставщика и обнаружили, что продавец не фискализировал эту операцию.
У кого реально возникнут проблемы
РРО – устройство, которое работает в режиме реального времени. По данным РРО видно размер выручки ФЛП, который может не совпадать с данными декларации о доходах, так как последняя не учитывает транзитные деньги. А это, как показывает практика, чревато запросами органов ГНС и внеплановыми проверками. Также по данным РРО видно, сколько длился реальный рабочий день в турфирме, то есть можно установить режим работы сотрудников. Это еще один дополнительный пункт для контроля работы предпринимателя.
Сложно будет скрывать выручку тем, кто значительно превышал предельный объем для права пребывания на упрощенной системе налогообложения. Таким предпринимателям надо пересчитывать модель ценообразования, регистрировать предприятие, учитывать другие налоги и сборы.
Кроме того, практика всегда отличается от теории. Так что о прочих проблемах функционирования новой системы можно будет говорить позже.
----------------------------------------
РРО в туризме, учет, налоги, договоры и юридические споры - семинар "Правовые основы турбизнеса".
kievbusinesscentre.com.ua