домой   контакт   поиск       войти

Ответственность экспедитора при утере или повреждении груза

     
 

28.07.2010
При осуществлении перевозки грузов нередки случаи кражи груза или его утери по другим причинам, а также повреждения груза. Как правило, отвечать за такие эксцессы приходится перевозчику, так как в соответствии с ч.1 ст.924 Гражданского кодекса Украины перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что потеря, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

  Проблема взыскания собственником груза причиненного ему ущерба усугубляется тем, что договор об оказании услуг часто заключается не с конечным исполнителем (перевозчиком), а с компанией-экспедитором. В случае неприятностей с грузом заказчик обращается с претензиями к предприятию или предпринимателю, с которым он заключил договор и которому оплачивал услуги по перевозке, то есть к экспедитору. Последний нередко отказывается возмещать ущерб, так как не видит своей вины в случившемся.

  Должен ли экспедитор нести ответственность перед своим клиентом за утерю или порчу груза в процессе перевозки?

  Если исходить из содержания большинства договоров транспортного экспедирования, с которыми приходится сталкиваться на практике, то мы вынуждены будем констатировать отсутствие у экспедитора ответственности за сохранность груза. Дело в том, что стороны договора транспортного экспедирования, как правило, ограничиваются обязанностью экспедитора организовать перевозку груза, оформить договор перевозки груза от своего имени или от имени заказчика и выступить «транзитером» при оплате услуг перевозки. То есть экспедитор не берет на себя обязанность по доставке груза (это функция перевозчика), и, как правило, груз через него не проходит, а передается грузоотправителем непосредственно перевозчику. В ТТН и CMR в качестве сторон фигурируют грузоотправитель и перевозчик. Первый передает груз, а второй принимает его к перевозке и в силу норм закона несет ответственность за его сохранность.

  Тот факт, что заказчик считает своим контрагентом экспедитора, которому он и платил за услуги, не означает, что экспедитор должен нести ответственность за причиненный перевозчиком ущерб.

Как правило, такого мнения придерживаются и суды. В качестве примера можно привести постановление Высшего хозяйственного суда Украины №29/481-13/40 от 02.02.2010 года. ВХСУ поддержал суды предыдущих инстанций и отказал заказчику в иске к экспедитору о возмещении ущерба, связанного с потерей груза в процессе международной перевозки, и привел следующие аргументы своей позиции:

 1)      для применения такой меры ответственности как взыскание убытков необходимо наличие всех элементов состава гражданского правонарушения: убытков, противоправного поведения, причинной связи между противоправным поведением и ущербом, а также вины;

2)      для возложения ответственности на ответчика (экспедитора) за причиненный истцу ущерб необходимо наличие указанных обстоятельств как элементов состава правонарушения;

3)      ответчик условия договора транспортного экспедирования не нарушил, выполнив свои обязанности в пределах взятых на себя обязательств по данному договору, не является лицом, которое причинило ущерб, причинная связь между ущербом и действиями (бездействием) ответчика отсутствует.   

     

  Следует сказать, что суды, в том числе суды высших инстанций, не всегда занимают указанную позицию. К примеру, тот же ВХСУ в постановлении от 26.05.2005 года по делу №7/394 высказал совсем иное мнение, возложив на экспедитора ответственность за утерю груза перевозчиком. Свою позицию ВХСУ, как и суды предыдущих инстанций, аргументировал со ссылкой на ч.3 ст.14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», где сказано, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченых им для исполнения договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия. То есть, по мнению суда, экспедитор должен отвечать за действия привлеченного им перевозчика как за свои собственные действия.

  С таким утверждением суда согласиться нельзя. Действительно, в процессе исполнения договора транспортного экспедирования экспедитор привлекает перевозчика, но такой перевозчик не может считаться  третьим лицом, привлеченным для исполнения договора транспортного экспедирования, так как обязательства перевозчика возникают из договора перевозки, а не договора транспортного экспедирования.

Будет ли экспедитор нести ответственность за повреждение или утерю груза, также во многом зависит от перечня его обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования. Для того, чтобы избежать необоснованных претензий со стороны клиента, важно правильно составить договор транспортного экспедирования

  Дмитрий Гарный, Артур Попов

Читать больше о налогообложении, учете и юридических аспектах деятельности экспедиторов и перевозчиков.

Семинар по теме


Возврат к списку