домой   контакт   поиск       войти

Транзитные средства и определение объема выручки. Судебная практика складывается не в пользу «единщиков»

     
 

03.08.2010
Как известно, предельный объем выручки ФЛП, позволяющий ему находится на упрощенной системе налогообложения, составляет 500 тыс. гривен в год. При этом многие предприниматели работают в качестве посредника (комиссионера, агента, поверенного) и «пропускают» через себя значительные суммы транзитных средств, которые перечисляются их заказчикам. Предприниматель же оставляет себе только сумму комиссионного (агентского вознаграждения).
По мнению ГНАУ, которое высказывалось в многочисленных разъяснениях налогового органа, для определения «границы» нахождения на упрощенной системе налогообложения предприниматель должен подсчитывать все средства, которые он получает за продажу товаров, работ, услуг, в том числе транзитные. И это несмотря на то, что экономически заработком посредника является только его комиссионное (агентское) вознаграждение.
С проблемой подсчета выручки с учетом транзитных средств регулярно сталкиваются ФЛП, которые работают в сфере транспортной экспедиции, оказания туристических услуг и в некоторых других сферах.
Указанная проблема усугубляется еще и тем, что закон не дает однозначного ответа на вопрос, каковы последствия превышения установленного 500-тысячного объема выручки: обязан ли предприниматель начислить налоговые обязательства по НДФЛ на всю сумму превышения такого объема или же он просто должен перейти на общую систему налогообложения со следующего квартала (сдать свидетельство единого налога). Налоговые органы отстаивают фискальную позицию и в процессе проверок доначисляют предпринимателям налоговые обязательства на всю сумму превышения.
Многие предприниматели, которые приняли решение обжаловать подобные решения налоговых органов, добивались успеха в судах. В пользу предпринимателей было и разъяснение Минфина по этому вопросу, и положительная судебная практика. В последнее же время суды в этом вопросе все чаще становятся на сторону налоговых органов. Вероятно, такая тенденция будет только усиливаться. Дело в том, что 15.06.2010 года письмом № 889/11/13-10 Высший административный суд в порядке оказания методической помощи административным судам высказал свою позицию по указанным спорным вопросам. Вот к каким неутешительным для предпринимателей-единщиков выводам пришел ВАСУ:

По вопросу налогообложения доходов предпринимателей, превысивших предельный объем выручки
Неуплата налога с доходов физических лиц, как это предусмотрено для плательщиков единого налога, возможна только в случае соблюдения субъектом малого предпринимательства условий пребывания на упрощенной системе налогообложения. Сказанное касается также и соответствия предельного объема выручки плательщика единого налога размерам, которые определены Указом (Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учет и отчетности»).
В соответствии со ст.5 Указа в случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).
В то же время Указ не содержит положений, которые бы регулировали вопросы налогообложения сумм, превышающих предельный объем выручки, установленный законодательством.
При таких обстоятельствах налогообложение доходов, полученных плательщиком единого налога с нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, должно осуществляться с применением правил общей системы налогообложения.

По вопросу транзитных сумм «единщика»

Административным судам следует учитывать, что сумма выручки плательщика единого налога-комиссионера от продажи товаров, переданных ему на реализацию комитентом, в полном объеме зачисляется в состав выручки такого плательщика-комиссионера. Таким образом, эта сумма учитывается при определении предельного объема выручки, при превышении которого субъект малого предпринимательства теряет право находиться на упрощенной системе налогообложения.

Возврат к списку