С принятием Налогового кодекса претерпела изменений процедура административного обжалования налоговых уведомлений-решений.
Как известно, в случае несогласия налогоплательщика с налоговыми обязательствами, установленными (доначисленными) ему налоговым органом, или же несогласия с другим решением налогового органа, такой налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговиков в административном или судебном порядке.
Процедура административного обжалования, которая предполагает направление жалоб в вышестоящие органы Миндоходов, рассматривается в Налоговом кодексе в качестве досудебного этапа обжалования НУР.
Процедура административного обжалования налоговых уведомлений-решений регламентирована статьей 56 Налогового кодекса, а также конкретизирована в нормах Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина № 1203 от 19.11.2012 года.
Существенным нововведением в процедуре административного обжалования налоговых уведомлений-решений является отказ от трехступенчатой структуры обжалования и замена ее двухступенчатой структурой. То есть на сегодняшний день, как предусмотрено п.56.3. НК и Положением № 1203, налогоплательщик, если он не согласен с решением налогового органа, подает первичную жалобу на такое решение в вышестоящий налоговый орган (как правило – областного уровня), а не в орган, который вынес НУР (как это было до вступления в силу Налогового кодекса).
Налогоплательщик, заинтересованный в положительном исходе процедуры обжалования НУР, должен подать жалобу на решение налоговой инспекции на протяжении десяти календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения. В противном случае налоговое обязательство, установленное решением налогового органа, будет считаться согласованным и налогоплательщик перейдет в статус должника перед бюджетом (что не лишает его права обжаловать НУР в судебном порядке). При этом днем подачи жалобы в налоговый орган считается день фактического получения жалобы этим органом (дата штампа канцелярии, подтверждающего получение документа), а в случае направления жалобы почтой датой подачи жалобы считается дата получения отделением почтовой связи корреспонденции налогоплательщика (эта дата должна быть указана на конверте или в уведомлении о вручении).
Положение № 1203, так же, как и ранее действовавший нормативно-правовой, содержит ряд формальных требований относительно жалобы налогоплательщика. В случае нарушения этих требований жалоба может быть возвращена налогоплательщику.
Обращаем внимание на то, что административному или судебному обжалованию подлежат именно налоговые уведомления-решения, а не акты проверки.
Смотрите также: Налоговые споры в Украине
Семинар по теме
kievbusinesscentre.com.ua