Ответственность экспедитора за груз: без вины виновен
23.04.2016
Ответственность экспедитора за груз: без вины виновен
Грузоотправитель, доверяя имущество транспортной компании, рассчитывает на ее профессионализм и способность обеспечить сохранность груза. Законодательство предусматривает юридическую ответственность перевозчика, который допустил утерю, повреждение, порчу груза в процессе перевозки. Правда, при условии наличия вины перевозчика. Последний фактор клиент чаще всего игнорирует и считает, что за утерю или порчу его имущества, в любом случае, должна заплатить транспортная компания – перевозчик или даже экспедитор.
Нет вины – нет ответственности
Статьей 924 ГК Украины и ст.314 ХК Украины определены правовые основания ответственности перевозчика за груз:
«Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, багажа, почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза, багажа, почты произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».
Аналогичные правовые нормы, в части автомобильных перевозок, относительно ответственности за утрату груза или его повреждение, оснований освобождения от ответственности предусмотрены Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов (КДПГ). Лицом, на которое возлагается ответственность, является перевозчик. При этом договор перевозки подтверждается составлением грузовой накладной, которая является первичным доказательством заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком (статьи 4, 9 КДПГ).
Вина перевозчика, в случае необеспечения сохранности груза, презюмируется. Именно перевозчик должен доказать наличие обстоятельств, исключающих его вину, а не наоборот (см., например, постановление ВСУ от 23.03.2016 года №6-2086цс15).
Ответственность экспедитора: законы рынка
Таким образом, законом определен субъект, на которого возлагается обязанность по обеспечению сохранности груза на пути следования транспортного средства, и который несет юридическую ответственность. Таким субъектом является перевозчик, который принял груз к перевозке, так как именно он может контролировать технологические и другие параметры, от которых зависит целостность имущества в транспортном средстве, отсутствие возможности несанкционированного доступа к грузу третьих лиц и т.д.
Заказчики услуг перевозки часто находят транспорт через экспедитора, который на рынке фактически выполняет функцию посредника и нередко ограничивается только поиском и привлечением перевозчика для доставки груза своего клиента.
«Кто платит, тот и заказываем музыку» - это правило действует и в сфере оказания транспортно-экспедиторских услуг. Зная, что повреждение или утеря груза – распространенное явление при его транспортировке, заказчики стараются юридически защитить себя. И если единственный субъект, с которым заказчик взаимодействует по вопросу доставки грузов – это транспортно-экспедиторская компания, то с нее и спросят за любые происшествия с грузом. Подчеркиваем, за любые! Клиентов не интересуют обстоятельства утери или повреждения имущества, наличие или отсутствие вины транспортной компании, ведь у них есть своего рода гарант – экспедитор.
Практически в любом договоре транспортного экспедирования вы найдете следующие условия:
- экспедитор несет ответственностьза сохранность груза и обязуется возместить клиенту стоимость утраченного (поврежденного) груза;
- экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц.
Суды – на стороне клиентов
В практике хозяйственных судов встречаются как решения о взыскании с экспедитора ущерба за груз, так и решения в пользу экспедиторов.
Решений первой категории по количеству намного больше. Причем в подавляющем большинстве из них судьи ссылаются на пункты договора клиента с экспедитором, которыми последний принял на себя ответственность за груз. Примеров таких судебных решений много, одно из них - постановление ВХСУ от 28.10.2015 г. №909/215/15.
Противоположная позиция, которая иногда фигурирует в судебных решениях, в своей основе содержит принцип ответственности при наличии состава правонарушения, а также разделение обязательств по организации перевозки грузов (обязанности экспедитора) и собственно перевозки (доставки). В частности, суды в обоснование отказа во взыскании с экспедитора средств указывают, что для применения такой меры ответственности как взыскание убытков необходимо наличие всех элементов состава гражданского правонарушения: убытков, противоправного поведения, причинной связи между противоправным поведением и ущербом, а также вины.
В качестве примера судебного решения в пользу экспедитора приведем постановление ВХСУ от 11.06.2013 г. №48/644-31/269-16/263-2012. Суды всех инстанций отказали истцу во взыскании средств с экспедитора на том основании, что убытки от уничтожения груза возникли из правоотношений перевозки груза, а не из отношений транспортного экспедирования, а заключенный сторонами договор не предусматривал возложение на ответчика функций перевозчика, доставки груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а только организацию перевозки. Важной особенностью данного спора было то, что договор транспортного экспедирования не предусматривал ответственность экспедитора за сохранность груза.
Как экспедитору избежать ответственности за груз?
Экспедитору, который не хочет возмещать ущерб за утерянный или поврежденный перевозчиком груз, необходимо серьезно подойти к составлению договора с клиентом. Во-первых, договор перевозки и договор транспортного экспедирования – разные виды договоров со своим предметом, объемом обязанностей и ответственностью. В подавляющем большинстве случаев экспедиторы и их клиенты не отличают эти договоры, в результате чего их договор транспортного экспедирования ничем, кроме названия, не отличается от договоров перевозки грузов. Рекомендуем экспедиторам формулировать предмет договора и определять перечень своих обязанностей с учетом принципа свободы договора и положений статьи 929 ГК Украины. Во-вторых, рекомендуем экспедиторам при составлении договора прямо разграничивать свою ответственность и ответственность перевозчика или, как минимум, упускать в договоре этот вопрос.
О том, как заключить договор транспортного экспедирования – видеофрагмент семинара КЦПРБ для транспортных компаний.