домой   контакт   поиск       войти

Судебное обжалование налоговых уведомлений. На кого возлагается обязанность по доказыванию?

     
 

17.05.2009
Наверняка практически любое более-менее крупное предприятие хотя бы один раз проходило налоговую проверку. Так или иначе, а по результатам проверки предприятию доначисляют налоговые обязательства и применяют финансовые санкции. Порой аргументы налоговиков, изложенные в акте проверки и в налоговом уведомлении-решении возмущают своей поверхностностью и грубым несоответствием нормам законодательства. Тем не менее, налогоплательщики не спешат обжаловать такие решения. Хотя стоило бы.

Грамотный подход к обжалованию неправомерных решений органов ГНС в большинстве случаев дает положительный результат, причем истцу (налогоплательщику) практически не приходится утруждать себя доказыванием факта несоответствия решения органа ГНС требованиям законодательства. Бремя доказывания можно переложить на налоговиков, ограничившись лишь умелым парированием их аргументов.

Как известно, уже на протяжении нескольких лет споры налогоплательщиков с органами ГНС рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС Украины). В отличие от Хозяйственного процессуального кодекса, который применялся при рассмотрении такого рода споров раньше, КАС Украины содержит беспрецедентное правило, позволяющее юридически подкованным налогоплательщикам с минимальными усилиями выигрывать у налоговиков судебные споры.

Так, в соответствии с ч.2 ст.71 КАС Украины «в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска». То есть, субъекту хозяйствования, который не согласен с налоговым решением, достаточно обратиться в суд с аргументированным иском о признании такого налогового уведомления -решения недействительным (об отмене НУР). И уже ответчик – соответствующий налоговый орган, если он считает свой решение обоснованным и законным, должен будет в соответствии с процессуальным законодательством доказывать обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения решения.

Такая позиция судов в отношении органов ГНС наблюдается все чаще.

Должны заметить, что до вступления в силу КАС Украины в аналогичных случаях применялся противоположный принцип доказывания, предполагающий возложение бремени доказывания на налогоплательщика. Так, в соответствии с подпунктом 4.2.3. Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Важно! Закон утратил силу 01.01.2011г.) в случае определения суммы налогового обязательства контролирующим органом обязанность доказывания ошибочности такого начисления возлагается на налогоплательщика.

До недавнего времени этот принцип применялся на стадии административного обжалования налоговых уведомлений-решений и решений о применении штрафных (финансовых) санкций. Со вступлением в силу Налогового кодекса Украины бремя доказывания правомерности своего решения возлагается на органы ГНС даже при административном обжаловании НУР (см. п.56.4 НК).   

Евгений Ермоленко (аудитор)

Дмитрий Гарный (юрист)


Интернет-конференция "Проверки субъектов хозяйствования налоговыми органами. Административное и судебное обжалование незаконных решений органов ГНС"


Семинар по теме консультации


Возврат к списку