домой   контакт   поиск       войти

Основания для отказа в принятии налоговой отчетности. Разъяснение ГНАУ

     
 

11.11.2010
Внимание! Приведенное ниже разъяснение ГНАУ основано на нормах законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые утратили силу в связи с принятием Налогового кодекса Украины или же противоречат нормам НК. Рекомендуем ознакомиться с нормами ст.49 Налогового кодекса Украины, которая устанавливает порядок подачи налоговых деклараций

ГНАУ в письме от 06.10.2010 № 10317/6/12-0216 опубликовала справочник причин непризнания поданной налоговой отчетности.
В письме названы следующие причины:
- в отчетности не указаны обязательные реквизиты;
- не проставлены прочерки в показателях, которые не заполняются;
- отчетность не подписана, не скреплена печатью должностными лицами;
- отчетность заполнена с нарушением правил утвержденного порядка предоставления отчетности;
- отчетность подана не в полном объеме;
- невозможно прочесть текст или цифры вследствие повреждения;
- декларация по НДС предоставлена неплательщиком этого налога;
- предоставлена декларация по НДС (уточненный расчет) от лиц, регистрация плательщика НДС которых аннулирована, и т.п.

Также ГНАУ обнародовала перечень причин отказа в принятии электронной отчетности. Такими причинами, в частности, являются:
- неправильный формат документа;
- сертификат ключа отозван или просрочен;
- неправильная или отсутствует электронная цифровая подпись должностных лиц;
- ошибка валидации схемы контроля целостности структуры и правильности заполнения документа (XSD);
- некорректный формат транспортного заголовка.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 06.10.2010 г. N 10317/6/12-0216

(Извлечение)

Во время проведения встречи Председателя ГНАУ А. Папаики с представителями предприятий, которая состоялась 14.09.2010 г., значительное количество вопросов касались неприема деклараций ГНИ у налогоплательщиков как в бумажном, так и в электронном виде. Представители предприятий были поинформированы о том, что законодательством установлен перечень случаев, когда ГНА не принимает декларации от плательщиков налогов. Нами было обещано, что отмеченный перечень будет передан для последующего информирования своих предприятий - членов.

В связи с вышеприведенным, направляем Справочник причин непризнания налоговой отчетности как налоговой и перечень причин отказа в приеме налоговой отчетности, направленной в электронном виде средствами телекоммуникационной связи.

Заместитель Председателя

С. Лекарь

Дополнение 1

Справочник причин о непризнании поданной отчетности как налоговой

N
п/п

Описание причин отказа

Законодательное основание для отказа

Описание алгоритма

Выдержка из нормативных документов

1

Не отмечен обязательный реквизит: код ЕГРПОУ, КВЭД, КОАТУУ. Не проставлен прочерк в показателях, которые не заполняются. Не подписана соответствующими должностными лицами. Не скреплена печатью

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181 и согласно требованиям приказа ГНАУ (определение перечня обязательных реквизитов)

Не заполнено одно из полей

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181: "Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика как налоговая декларация, которая заполнена им вопреки правилам, отмеченным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не отмечены обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. В этом случае, если контролирующий орган обращается к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований неприема предыдущей), то такой налогоплательщик имеет право:
предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;
обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования"

2

Заполнена вопреки правилам, отмеченным в утвержденном порядке: отчетность подана не в полном объеме (представление дополнений без основной декларации или отсутствие обязательных дополнений), невозможно прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потерты), имеются порванные листы, подчистки, помарки, исправления, дописки и зачеркивания

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181

Визуальный контроль в случае заполнения соответствующих строк декларации в случае представления отчетности на бумажном или магнитном носителе

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181: "Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика как налоговая декларация, которая заполнена им вопреки правилам, отмеченным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не отмечены обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. В этом случае, если контролирующий орган обращается к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований неприема предыдущей), то такой налогоплательщик имеет право: предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа; обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования"

Абз. 2 - 3 пп. 4.2 п. 4 Порядка:
"....в случае наличия экспортных операций - оригиналы пятого основного листа (экземпляра декларанта) грузовой таможенной декларации (оригиналы листов ГТД новой формы ГД-2 с обозначением "3/8");
при представлении расчета суммы бюджетного возмещения - копии погашенных налоговых векселей, в случае их наличия"

3

Заполнена вопреки правилам, отмеченным в утвержденном порядке: отчетность подана не в полном объеме (представление дополнений без основной декларации или отсутствие обязательных дополнений), невозможно прочитать текст или цифры в результате повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потерты), имеются порванные листы, подчистки, помарки, исправления, дописки и зачеркивания, подана ксерокопия отчетного документа

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181

Визуальный контроль

Абз. 5 пп. 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 Закона 2181...

4

Декларация по НДС подана не плательщиком этого налога

Пп. 7.2.3 и 7.2.4 п. 7.2 ст. 7 Закона Украины от 03.04.97 г. N 168/97 "О налоге на добавленную стоимость", пп. 1.1 и пп. 1.2 п. 1 Порядка

Если ИНН СПД не заполнен и г. 7 декларации = 0

(г. 20 = г. 27 - условие исключения из правила)

Пп. 7.2.3 и 7.2.4 п. 7.2. ст. 7 Закона об НДС:
"7.2.3. Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, копия остается у продавца товаров (работ, услуг).
Для операций, которые облагаются налогом и освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные.
Налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом.
Налоговая накладная выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров (работ, услуг). В случае, когда часть товара (работ, услуг) не содержит отдельную стоимость, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров отмечается в приложении к налоговой накладной в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы Украины, и учитывается в определении общих налоговых обязательств.
Плательщики налога должны хранить налоговые накладные в течение срока, предусмотренного законодательством для обязательств по уплате налогов"

Пп. 1.1 п. 1 Порядка:
"Представления налоговой декларации по НДС (далее - декларация) предусмотрено п. 4.1 ст. 4 Закона N 2181"

Пп. 1.2 п. 1 Порядка:
Декларация подается налоговому органу по месту регистрации лицом, которое зарегистрировано плательщиком НДС согласно требованиям Закона об НДС

5

Представление декларации по НДС от лиц, регистрация плательщика НДС которых аннулирована

Пп. 7.2.3 и 7.2.4 п. 7.2, абз. 3 пп. 7.8.1 п. 7.8 ст. 7 Закона об НДС, пп. 1.2 п. 1 Порядка

От субъекта хозяйствования, регистрация плательщика НДС которого аннулирована, принимается декларация по НДС за отчетный период, который равняется периоду аннулирования регистрации плательщика НДС в случае, если такая декларация подается в сроки, определенные Законом N 2181.
Налоговая отчетность по НДС по окончании сроков, определенных Законом N 2181, от лиц, регистрация плательщика НДС которых аннулирована, не принимается

Пп. 7.2.3 но 7.2.4 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС:
"7.2.3. Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, копия остается у продавца товаров (работ, услуг).
Для операций, которые облагаются налогом и освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные.
Налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом.
Налоговая накладная выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров (работ, услуг). В случае, когда часть товара (работ, услуг) не содержит отдельную стоимость, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров отмечается в приложении к налоговой накладной в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы Украины, и учитывается в определении общих налоговых обязательств.
Плательщики налога должны хранить налоговые накладные в течение срока, предусмотренного законодательством для обязательств по уплате налогов";
"7.2.4. Право на начисление налога и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики налога в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает уплаты налога или предусматривает его начисление по ставкам, другим, чем определены пунктом 6.1 статьи 6 данного Закона, теряют право на начисление налога, налоговый кредит и составление налоговой накладной, а также на получение возмещения за налоговый период, в котором состоялся такой переход. Это правило распространяется также на предприятия, освобожденные от уплаты налога в бюджет по решению суда"

Абз. 3 пп. 7.8.1 п. 7.8 ст. 7 Закона об НДС:
"...если налоговая регистрация лица аннулируется в день другой, чем последний день календарного месяца, то последним налоговым периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем такого аннулирования".
Пп. 1.2 п. 1 Порядка:
"Декларация подается налоговому органу по месту регистрации лицом, которое зарегистрировано плательщиком НДС согласно требованиям Закона об НДС"

6

Представление уточняющего расчета к декларации по НДС от лиц, регистрация плательщика НДС которых аннулирована

Пп. 7.2.3 и 7.2.4 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС, пп. 1.2 п. 1 и пп. 4.4 п. 4 Порядка

Дата представления уточняющего расчета не может быть больше даты аннулирования регистрации плательщика НДС. Уточняющий расчет после даты аннулирования регистрации плательщика НДС не может быть принят

Пп. 7.2.3 и 7.2.4 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС:
"7.2.3 Налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Оригинал налоговой накладной предоставляется покупателю, копия остается у продавца товаров (работ, услуг).
Для операций, которые облагаются налогом и освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные.
Налоговая накладная является отчетным налоговым документом и одновременно расчетным документом.
Налоговая накладная выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров (работ, услуг). В случае, когда часть товара (работ, услуг) не содержит отдельную стоимость, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров отмечается в приложении к налоговой накладной в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы Украины, и учитывается в определении общих налоговых обязательств.
Плательщики налога должны хранить налоговые накладные в течение срока, предусмотренного законодательством для обязательств по уплате налогов"

Пп. 4.4 п. 4 Порядка:
"Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибки, которые содержатся в ранее поданной им налоговой декларации, то такой плательщик обязан подать в порядке, установленном для представления деклараций по НДС (без учета предельного срока представления, но с учетом сроков давности, установленных статьей 15 Закона N 2181), уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок"

Пп. 1.2 п. 2 Порядка:
Декларация подается к налоговому органу за местом регистрации лицом, которое зарегистрировано плательщиком НДС согласно требованиям Закону о НДС

7

Если дата регистрации плательщиком НДС больше 1 числа отчетного месяца, декларация за отчетный период, соответствующий месяцу регистрации, не подается

Абз. 2 пп. 7.8.1 Закона об НДС;
абз. 2 пп. 2.2 п. 2 Порядка

Если дата регистрации плательщиком НДС приходится на 1 число месяца - первая налоговая декларация по НДС подается за отчетный период, соответствующий месяцу регистрации. Если дата регистрации плательщиком НДС не приходится на 1 число отчетного месяца, декларация за отчетный период, соответствующий месяцу регистрации, не подается и, соответственно, не должна быть принята

Абзац 2 пп. 7.8.1 п. 7.8 .ст. 7 Закона об НДС: "Налоговым периодом является один календарный месяц, а в случаях, особо определенных этим Законом, календарный квартал, с учетом того, что:
если лицо регистрируется плательщиком налога с дня другого, чем первый день календарного месяца, первым налоговым периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца".

Пп. 2.1 п. 2 Порядка:
"Отчетный (налоговый) период определяется в порядке, установленном пунктом 7.8 статьи 7 Закона, и может равняться одному календарному месяцу (с учетом особенностей, изложенных в пункте 2.2 этого Порядка) или одному календарному кварталу в зависимости от объема обложенных налогом операций за прошлых двенадцать месячных налоговых периодов".
Абз. 2 пп. 2.2 п. 2 Порядка:
"В случае, если лицо зарегистрировано плательщиком налога с дня другого, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца"

8

Представление уточняющего расчета в случае, если не была подана декларация за такой отчетный (налоговый) период

П. 5.1 ст. 5 Закона N 2181

Если в отчетном периоде, за который подается уточняющий расчет, отсутствует отчетная (новая отчетная) декларация

П. 5.1 ст. 5 Закона N 2181: "Самостоятельное согласование налогового обязательства
Налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации, считается согласованным со дня представления такой налоговой декларации.
Отмеченное налоговое обязательство не может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке.
Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет"

9

Представление декларации по налогу на прибыль от лиц, для которых отчетный налоговый период не наступил и заканчивается последним календарным днем налогового периода, следующим за периодом, внутри которого состоялось взятие на учет налоговым органом

П. 11.1 Закона о прибыли

Если отчетный налоговый период не наступил

П. 11.1 ст. 11 Закона о прибыли: "Для целей этого Закона используются такие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала, год.
Налоговый период начинается с первого календарного дня налогового периода и заканчивается последним календарным днем налогового периода, кроме производителей сельскохозяйственной продукции, определенных статьей 14 данного Закона, для которых годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного (бюджетного) года.
Для государственных предприятий "Международный детский центр "Артек" и "Украинский детский центр "Молодая гвардия" налоговый период составляет один год.
В случае, когда лицо берется на учет налоговым органом как плательщик этого налога внутри налогового периода, то первый отчетный налоговый период начинается с даты, на которую приходится начало такого учета, и заканчивается последним календарным днем следующего налогового периода.
Если плательщик налога ликвидируется (в том числе до окончания первого отчетного налогового периода), последним налоговым считается период (который заканчивается днем такой ликвидации), на который приходится дата такой ликвидации"

10

Представление уточняющего расчета до предельного срока представления налоговой декларации

Абз. 2 п. 5.1 ст. 5 Закона N 2181

 

"5.1. Самостоятельное согласование налогового обязательства.
Налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации, считается согласованным со дня представления такой налоговой декларации.
Отмеченное налоговое обязательство не может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке. Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет"

11

Представление плательщиками налоговой отчетности по НДС или налога на прибыль, которая не отвечает избранному режиму налогообложения

Ст. 8 и п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС, абз. 4 - 5 п. 1.2 Порядка

Несоответствие заполнения декларации избранному режиму налогообложения

Абз. 4 - 5 п. 1.2 Порядка:
"Плательщики налога, у которых согласно действующему законодательству (ст. 81 Закона) суммы налога на добавленную стоимость, начисленные сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров (услуг), полностью остаются в распоряжении таких сельскохозяйственных предприятий для возмещения сумм налога, оплаченных (начисленных) поставщикам на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка таких сумм налога - для других производственных целей, подают налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (сокращенную), которая является неотъемлемой частью отчетности за соответствующий отчетный период"

Плательщики налога - перерабатывающие предприятия, которые согласно п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС суммы НДС, что должны уплачиваться в бюджет за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляют исключительно для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, подают налоговую декларацию по НДС (перерабатывающего предприятия), которая является неотъемлемой частью отчетности за соответствующий отчетный период.

Указ Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" - для субъектов упрощенной системы налогообложения;
Закон Украины от 17.12.98 г. N 320-XIV "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" - для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога;
п. 7.11 ст. 7 Закона о прибыли - для неприбыльных организаций;
приказ ГНАУ от 29.03.2003 г. N 143 - для предприятия;
приказ ГНАУ от 31.03.2003 г. N 146 - для страховщиков;
приказ ГНАУ от 31.03.2003 г. N 148 - для банков

12

Представление уточняющего расчета, период уточнения в котором больше, чем срок давности

Абз. 2 п. 5.1 ст. 5 Закона N 2181

 

Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право предоставить уточняющий расчет

13

Проведение проверки

П. 17.2 ст. 17 Закона N 2181

 

Налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно обнаруживает факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:
а) или направить уточняющий расчет и оплатить сумму такой недоимки и штраф в размере пяти процентов от такой суммы до представления такого уточняющего расчета;
б) или отобразить сумму такой недоимки в составе декларации по этому налогу, которая подается за следующий налоговый период, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства по этому налогу

Дополнение 2

Перечень причин отказа в приеме налоговой отчетности, сформированной в электронном виде и направленной на приемный шлюз ГНАУ средствами телекоммуникационной связи

N
п/п

Описание причины отказа

Законодательное основание для отказа

Описание алгоритма

Выдержка из нормативных документов

1

Неправильный формат документа

Приказ ГНАУ от 03.05.2006 г. N 242 "Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков" (далее - Приказ N 242)

Автоматизированный контроль на соответствие формата

Дополнение 1 к Приказу N 242

2

Усиленный сертификат открытого ключа отозван или просрочен

Закон Украины от 22.05.2003 г. N 852-IV "Об электронной цифровой подписи";
приказ ГНАУ от 10.04.2008 г. N 233 "О представлении электронной налоговой отчетности", зарегистрированный в Минюсте Украины 16.04.2008 г. за N 320/15011 (далее - Приказ N 233)

Автоматизированный контроль с данными из аккредитованных центров сертификации ключей

Ст. 1, 8 Закона N 852;
п. 7 раздела II Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде, утвержденной приказом ГНАУ N 233

3

Неправильная или отсутствует электронная цифровая подпись должностных лиц

Закон Украины от 22.05.2003 г N 851-IV "Об электронных документах и электронном документообороте", приказ N 233

Автоматизированная проверка наличия и соответствия электронной цифровой подписи

Раздел II ст. 6, раздел III ст. 12 Закона N 851;
п. 7 раздела II Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде, утвержденной приказом N 233

4

Ошибка валидации схемы контроля за целостностью структуры и правильностью заполнения документа (XSD)

Приказ N 242

Автоматизированный контроль на соответствие схемам валидации

Соответствие согласно разделу III дополнения 1 к приказу N 233

5

Некорректный формат транспортного заголовка

Приказ ГНАУ от 12.07.2010 г N 499 "Об утверждении Унифицированного формата транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде телекоммуникационными каналами связи с использованием электронной цифровой подписи"

Автоматизированный контроль на соответствие формата

Требования к структуре транспортного сообщения, которое передается телекоммуникационными каналами связи п. 4 приказа N 499



Текст письма № 10317/6/12-0216 можно скачать
здесь.

Возврат к списку