домой   контакт   поиск       войти

Можно ли добиться отмены решений органов ГНС, если проверка проведена с нарушениями законодательства?

     
 

21.01.2011
Статья 81 Налогового кодекса определяет условия и порядок допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению документальных выездных и фактических проверок. В соответствии с указанной статьей Кодекса, должностные лица органа ГНС вправе приступить к проведению документальной выездной проверки или фактической проверки при наличии оснований для ее проведения и при условии предъявления направления для проведения такой проверки. Направление на проведение проверки должно содержать реквизиты, предусмотренные п.81.1 Налогового кодекса. Направление на проверку считается действительным при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, которая скреплена печатью налогового органа.
Как указано в абз.2 п.81.1. НК, непредъявление налогоплательщику (его должностным лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований, установленных п.81.1. Кодекса, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки. А в следующем абзаце указанного пункта указано, что отказ налогоплательщика от допуска к проверке по другим основаниям, кроме оснований, предусмотренных абз.2 п.81.1 НК, не разрешается.
Законодательство, которое действовало до вступления в силу Налогового кодекса, предусматривало требования к оформлению документов для проведения проверки, а также порядок и основания проведения проверок органами ГНС, но не определяло оснований для отказа в допуске на проверку работников налоговых органов. По этой причине некоторые налогоплательщики в качестве оснований для недопуска к проверке указывали на отсутствие решения суда, если оно было необходимо для проведения проверки, на неправильно составленные документы, на нарушение периодичности проведения проверок и т.д. Со вступлением в силу Налогового кодекса налогоплательщикам сложно будет законно отказать в допуске налоговиков к проведению проверки, кроме как из-за непредъявления направления или предъявления неправильно составленного направления.
Нередко субъекты хозяйствования заявляют о незаконности проверки налоговых органов только после получения акта проверки, в котором отражены нарушения, или даже после вынесения налогового уведомления-решения. Соответствующие доводы приводятся и в ходе судебного разбирательства как основание для отмены налогового уведомления-решения. Но, как свидетельствует судебная практика, в подавляющем большинстве случаев нарушение органами ГНС формальных требований, касающихся назначения и проведения проверки, не является достаточным основанием для отмены НУР. В письме Государственной налоговой администрации Украины от 05.10.2010г. №20886/7/10-2017 от 05.10.2010г. говорится, в частности, о том, что несоблюдение налоговым органом требований законодательства во время проведения проверки субъекта хозяйствования не освобождает последнего от предусмотренной действующим законодательством ответственности за допущенные им нарушения. В указанном разъяснении ГНАУ ссылается на решения Высшего административного суда Украины от 29 сентября 2009 года № К-11888/07, от 21 апреля 2009 года № К-11888/07.
Тем не менее, судебная практика знает и другие примеры, когда налоговое уведомление-решение или решение о применении штрафных (финансовых) санкций отменялось судом из-за нарушения требований в отношении составления акта проверки, и, таким образом, акт проверки не признавался надлежащим носителем доказательной информации (как пример – определение ВАСУ № К-19591/07 от 22.09.2010 года), или же по причине нарушения других норм законодательства, которыми определены права органов ГНС и порядок их реализации.


Семинар по теме

Возврат к списку