домой   контакт   поиск       войти

Признание договоров ничтожными в ходе налоговых проверок

     
 

09.02.2011

До недавнего времени органы ГНС активно использовали такой фискальный инструмент, как признание в ходе проверки ничтожными договоров налогоплательщика с последующим начислением налоговых обязательств и даже взысканием в доход государства полученного сторонами по договору. Алгоритм действий налоговиков был стандартным: если в ходе проверки работник налогового органа приходил к выводу, что тот или иной договор субъекта хозяйствования заключен с целью уклонения от уплаты налогов, в акте проверки констатировалась ничтожность такого договора со ссылкой на ст.215, 228 Гражданского кодекса Украины, после чего налогоплательщику «снимали» налоговый кредит по такой сделке или валовые расходы, а иногда начисляли обязательства и по другим видам налогов.

Практикуя такой порядок признания договоров недействительными, органы ГНС исходили из того, что сделки, нарушающие публичный порядок и противоречащие интересам государства и общества являются ничтожными, то есть недействительными в силу закона, и в соответствии со ст. 215, 228 ГК Украины признание таких договоров недействительными в судебном порядке не требуется. В свое время Государственная налоговая администрация Украины с целью внедрения описанной выше практики издала Методические рекомендации (ориентировочный алгоритм действий) органов государственной налоговой службы по разрушению схем уклонения от налогообложения и формированию доказательной базы по делам о взыскании средств, полученных по ничтожным сделкам (письмо ГНАУ N 2012/7/10-1017 от 03.02.2009г.).   

Подобная практика особенно часто применялась для разрушения схем уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость путем формирования искусственного налогового кредита за счет «налоговых ям».

Безусловно, у налогоплательщика всегда было право обжаловать в административном или судебном порядке решение органа ГНС, основанное на признании того или иного договора ничтожным.

Законом Украины от 02.12.2010 г. N 2756-VI, который мы уже анализировали, внесены изменения в Гражданский кодекс Украины. Статья 228 Кодекса дополнена частью третьей, в соответствии с которой сделка (договор), который не соответствует интересам государства и общества может быть признан недействительным. То есть, по нашему мнению, законодатель перевел договоры, заключенные с целью уклонения от уплаты налогов, из категории ничтожных в категорию оспоримых. Для того, чтобы говорить о недействительности того или иного договора и применять последствия его недействительности, органы ГНС теперь должны обращаться в суд. Мнение относительно возможности признания налоговыми органами договоров недействительными исключительно в судебном порядке недавно высказал Госкомпредпринимательства (письмо от 16.09.2011 г. N 7319 приводится ниже).

Изложенная нами правовая позиция разделяется далеко не всеми консультантами, и может быть подтверждена или опровергнута только практикой проведения проверок и рассмотрения административными судами споров налогоплательщиков и налоговых органов.

Необходимо также отметить, что с учетом последних разъяснений Высшего административного суда Украины налоговым органам будет проще отстоять доначисление налоговых обязательств по бестоварным и нереальным операциям субъектов хозяйствования даже без признания договора недействительным. Подробнее об этом читайте здесь.


Дмитрий Гарный


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

ПИСЬМО

от 16.09.2011 г. N 7319

                                                                                          Заявителям по списку


О рассмотрении письма

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо от 22.08.2011 г. относительно проведения проверок органами государственной налоговой службы, а также признания ими хозяйственных договоров ничтожными, и, в пределах компетенции, сообщает.

Правовые положения проведения проверок органами государственной налоговой службы содержит глава 8 Налогового кодекса Украины.

В соответствии с пунктом 75.1 статьи 75 Налогового кодекса Украины органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Согласно пункту 81.1 статьи 81 Налогового кодекса Украины должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим Кодексом, и при предъявлении или направления в случаях, определенных этим Кодексом, таких документов:

направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, которое скреплено печатью органа государственной налоговой службы;

копии приказа о проведении проверки;

служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Непредъявление или отправление в случаях, определенных этим Кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) этих документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных этим пунктом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки.

О правомерности органов государственной налоговой службы признавать сделки ничтожными отметим, что согласно абзацу 1 части 2 статьи 215 Гражданского кодекса Украины, недействительной является только сделка, если ее недействительность установлена законом (ничтожная сделка).

Особое внимание следует обратить на предписание акта гражданского законодательства Украины, изложенного в части 1 статьи 204 Гражданского кодекса Украины, согласно которому сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной (презумпция правомерности).

Главным основанием считать сделку ничтожной является его недействительность, установленная законом, а не актами налоговой проверки. Указанные же в актах налоговых органов недостатки, допущенные субъектами хозяйствования при заключении и исполнении договоров, не являются основанием для признания сделок ничтожными, поскольку действующее законодательство не устанавливает таких оснований ничтожности сделки.

Исходя из положений статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные специализированные государственные налоговые инспекции наделены полномочиями подавать в суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества.

Следует отметить, что согласно пункту 56.1 статьи 56 Налогового кодекса Украины решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

 

Заместитель Председателя                                                                                О. Т. Сохар

 


 

Семинар по теме консультации


 

 


Возврат к списку