домой   контакт   поиск       войти

Изменения в Закон Украины «О туризме» (09.02.2012 года).

     
 

10.02.2012

9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» № 4385-VI (законопроект №7097). Предлагаем сжатый анализ изменений.

Закон «О туризме» дополнен новой статьей 19¹, которой усовершенствован порядок информирования потребителей (туристов) об условиях оказания туристических услуг. Статья предусматривает, в частности, что информация об условиях предоставления туристических услуг, которую туроператор (турагент) распространяет до заключения договора на туристическое обслуживание, должна предоставляться (доводиться) в доступной, наочной форме, быть разборчивой, понятной. Законом детализируется перечень сведений, которые должны предоставляться туристу до начала путешествия. Это, в частности, такие сведения:

- время и место промежуточных остановок и транспортных сообщений, а также категория места, которое потребитель будет занимать в определенном виде транспортного средства;

- конкретное название и телефон представительств туроператора или организации, которые уполномочены туроператором принимать жалобы и претензии;

- порядок обеспечения туроператором обязательного и/или добровольного страхования туристов;

- возможность и условия добровольного страхования расходов, связанных с расторжением договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, страхования имущества.    

Также изложена в новой редакции статья 20 Закона Украины «О туризме», которой определены основные требования к договорам в туристической сфере. В соответствии с определением предмета договора на туристическое обслуживание, которое содержится в указанной статье, по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется оказать по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его.

Напомним, что действующая редакция статьи 20 Закона «О туризме» содержит несколько иное определение предмета договора на туристическое обслуживание: «По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, турагент) за установленную договором плату обязуется обеспечить оказание по заказу другой стороны (туриста) комплекса туристических услуг (туристический продукт)».  

Таким образом, следует ожидать значительного сокращения случаев заключения туроператорами с турагентами договоров комиссии или других видов договоров, в соответствии с которыми турагенту предоставляются полномочия (возможность) заключать договоры с туристами не от имени туроператора, а от своего имени.

Аналогичные изменения коснулись вопроса определения лица, которое несет ответственность перед туристом по договору на туристическое обслуживание. Так, в соответствии с ч.12 ст.20 Закона «О туризме» в новой редакции ответственность по договору на туристическое обслуживание переду туристом несет именно туроператор, в то время как в первоначальной редакции законопроекта №7097 содержалась иная формулировка: «туроператор (турагент) несет перед туристом в полном объеме ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора».   

При этом в ч.12 ст.20 Закона в новой редакции определены случаи, при которых туроператор освобождается от ответственности перед туристом по договору. Это такие случаи:

- нарушение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине туриста;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло по вине третьих лиц, не связанных с оказанием услуг, перечисленных в этом договоре, и ни одна из сторон об их наступлении не знала и не могла знать заранее;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора произошло вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств или является результатом событий, которые туроператор (турагент) и прочие субъекты туристической деятельности, которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт, не могли предусмотреть.

Изменения, внесенные в статью 20 Закона «О туризме» не коснулись определения вида договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Так, в соответствии с ч.14 ст.20 Закона права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором и турагентом определяются в соответствии с общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором, который заключен между ними, а также этим Законом. Тем не менее, учитывая описанные выше изменения в части конкретизации лица, у которого по договору на туристическое обслуживание возникают обязательства по предоставлению туристических услуг и которое несет ответственность за нарушение таких обязательств, следует ожидать, что агентский договор еще более прочно войдет в практику работы субъектов туристической деятельности.

Позитивным нововведением считаем то, что в ст.20 Закона «О туризме» теперь определены существенные условия договора на туристическое обслуживание, к которым относятся такие условия:

1)   срок пребывания в месте оказания туристических услуг с указанием дат начала и окончания туристического обслуживания;

2) характеристика транспортных средств, которые осуществляют перевозку, в частности, их вид и категория, а также дата, время и место отправления и возвращения (если перевозка входит в состав туристического продукта);

3) отели и прочие аналогичные средства размещения, их место размещения, категория, а также сведения о подтверждении соответствия услуг отеля установленным требованиям, срок и порядок оплаты отельного обслуживания;

4)   виды и способы обеспечения питания;

5)  минимальное количество туристов в группе (в случае необходимости) и в связи с этим трехдневный срок информирования туриста о том, что туристическое путешествие не состоится из-за недобора группы;

6)  программа туристического обслуживания;

7)  виды экскурсионного обслуживания и прочие услуги, включенные в стоимость туристического продукта;

8)  прочие субъекты туристической деятельности (их местонахождение и реквизиты), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;

9)  страховщик, осуществляющий обязательное и/или добровольное страхование туристов по желанию туриста, прочих рисков, связанных с оказанием туристических услуг;

10)  правила въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там;

11)  стоимость туристического обслуживания и порядок оплаты;

12)  форма расчетов.

Также анализируемым законом изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг. Так, в соответствие с ч.5 ст.20 Закона изменение цены туристического продукта после заключения договора на туристическое обслуживание допускается только в случае необходимости принятия во внимание изменения тарифов на транспортные услуги, введения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов и прочих обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Изменение цены туристического продукта возможно не позднее, чем за 20 дней до начала путешествия. При этом увеличение цены турпродукта не может превышать пяти процентов его первоначальной цены. В случае если цена туристического продукта выше первоначальной цены на пять процентов, турист имеет право отказаться от выполнения договора, а туроператор (турагент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6 ст.20 Закона).

Анализируемым Законом определены существенные изменения условий, которые дают основания сторонам требовать внесения изменений или расторжения договора, а частью 8 ст.20 определено, что туроператор (турагент) обязан не позднее чем через один день со дня, когда ему стало известно об изменении обстоятельств, которыми стороны руководствовались во время заключения договора на туристическое обслуживание, и не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о таком изменении обстоятельств с целью предоставления ему возможности отказаться от выполнения договора без возмещения ущерба туроператору (турагенту) или внести изменения в договор, изменив цену туристического обслуживания.

При этом, к сожалению, остается возможность двоякого толкования оснований для пересмотра стоимости туристических услуг и оснований для расторжения договора, что может быть использовано недобросовестными поставщиками туристических услуг в нарушение прав туриста.

Дмитрий Гарный


 Семинар "Правовые основы ведения турбизнеса. Налогообложение операций турагентов и туроператоров"

www.kievbusinesscentre.com.ua

    

                    


Возврат к списку