домой   контакт   поиск       войти

Зарплатный гамбит: выведет ли украинский бизнес зарплаты из тени?

     
 

15.02.2016

Зарплатный гамбит:  выведет ли  украинский бизнес зарплаты из тени?

Зарплатный гамбит:  выведет ли  украинский бизнес зарплаты из тени?

С 2016 года в Украине почти вдвое снижена ставка единого социального взноса. При огромном дефиците государственного бюджета, недостатке средств на пенсии и прочие социальные нужды, правительство пошло на риск и снизило для работодателей нагрузку на оплату труда. Примет ли бизнес этот гамбит?

В чем проблема?

По официальным данным Государственной фискальной службы Украины (публиковались на сайте ГФС в концепции налоговой реформы) 70% поступлений в Пенсионный фонд Украины обеспечивают граждане с заработной платой порядка 3500 грн. Объем средств, который недополучает бюджет из-за теневых зарплат, исчисляется десятками миллиардов. Предпринимателей не пугали ни внезапные проверки с пересчетом сотрудников «по головам», ни существенный размер штрафов: зарплаты оставались и остаются в тени.

Кроме того, теневая зарплата является краеугольным камнем в проблеме минимизации других налогов. Зачем платить НДС и налог на прибыль, а также официальную зарплату работникам предприятия, если можно «купить документы» и вывести под них наличные, убив одним махом всех зайцев? Представители бизнеса и эксперты в один голос твердили: не будут снижены зарплатные налоги – ситуация с теневыми зарплатами и обналичиванием не изменится. И лед тронулся.

В 2015 году был поставлен эксперимент, в рамках которого законодательством было предусмотрено применение понижающего коэффициента ЕСВ. Максимальный размер этого коэффициента выводил в итоге «зарплатную нагрузку» бизнеса на уровень 35% от фонда оплаты труда.

По данным народного депутата Украины, первого заместителя главы комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия, благодаря применению понижающего коэффициента за 6 месяцев 2015 года (май – октябрь) заработная плата работникам была повышена на 7,88 млрд., а дополнительные поступления  в бюджет составили 1,5 млрд. грн.

Коэффициентом за 6 месяцев воспользовалось 9693 предприятия. На этих предприятиях работает 844 841 физическое лицо. В общей сложности это составляет 11,5% всех застрахованных в частном секторе.

Источник – delo.ua

Применить коэффициент могли не все, для этого нужно было соответствовать ряду критериев. Кроме того, подсчет налогов с его использованием также не был абсолютно прозрачен, что отбивало охоту у многих жалеющих его применить. Но задача этого эксперимента была в другом: выяснить процент лояльных к таким изменениям представителей бизнеса и, соответственно, просчитать экономическую эффективность последующего снижения ставок налогов.

Ставки снижены – проблема не устранена

С 2016 года, благодаря изменениям в налоговом законодательстве Украины, ставка ЕСВ снижена до 22%, а нагрузка на зарплату для бизнеса фактически составляет 41,5% (начисления -  22 % ЕСВ, удержания - 18% НДФЛ и 1,5% военный сбор).

Но на мгновенную реакцию бизнеса в виде вывода зарплат из тени правительству рассчитывать не стоит. Самые лояльные налогоплательщики планируют поднять оклады сотрудников примерно на 10-12%, чтобы сохранять суммы «зарплатных» платежей на уровне прошлого года. Большинство представителей бизнеса просто с облегчением вздыхает, узнав, что налогов нужно платить хоть немного меньше, ни о каком поднятии ставок налогов речь не идет. Нет лишних денег. Нет уверенности, что реформу зарплатных налогов не «отыграют обратно». А участники прошлогоднего эксперимента с понижающим коэффициентом и так повысили зарплаты год назад, для них в 2016 году нагрузка на ФОТ даже выросла.

Что можно порекомендовать властям?

По нашему мнению, ни Минфину, ни ГФС сидеть, сложа руки, нельзя. Само по себе снижение нагрузки на зарплату без грамотной информационной подачи повлечет только все более растущий дефицит поступлений в бюджет. Поэтому без массового распространения информации о снижении зарплатных налогов не обойтись. Одно обращение Премьер-министра или новость в СМИ погоды не сделают. Звучит смешно, но, по сути, на каждом шагу в городах и селах Украины вместо рекламных щитов должен висеть призыв вывести из тени зарплаты и оформить людей на работу.

Еще необходимо отменить обязательное уведомление налоговых органов о принятых сотрудниках. Такое требование отбивает охоту вообще заниматься трудоустройством работников, создает только дополнительную бюрократическую преграду, усложняет оформление приема на работу вместо стимулирования.

Важный аспект – налоговая культура самих граждан. Одни сотрудники считают, что налоги – проблема работодателя. Другие боятся, что их зарплата станет меньше на сумму налогов и согласны работать без оформления и неофициально получать деньги «в конвертах». Третьи осознанно просят не оформлять их, так как претендуют на субсидии, компенсации, льготы от государства. Налоги для многих – это некое недоразумение, преграда к легальному получению денег. Эту позицию «переломить» непросто. На изменение мировоззрения могут уйти не годы, а десятилетия. Но изменения будут происходить постепенно, если будет расти информированность граждан о налогах, а также желание, чтобы работодатель  обеспечивал реализацию их права на легальный труд с легальной оплатой.

Гражданам, въезжающим в США, выдается памятка о том, что любой труд такого гражданина в США должен быть оплачен.  Также в памятке указывается минимальная почасовая зарплата, ниже которой вам заплатить не имеют права.

Таким образом, даже временно приехавший гражданин ознакомлен со своими правами и потребует их обеспечения.

kievbusinesscentre.com.ua


Возврат к списку

 
     
 
 
 


График налоговых семинаров КЦПРБ