домой   контакт   поиск       войти

ВЭД в 2019 году. Закон о валюте и валютных операциях. Что ждет экспортеров и импортеров с нового года?

     
 

19.11.2018

ВЭД в 2019 году. Закон о валюте и валютных операциях. Что ждет экспортеров и импортеров с нового года?

Читайте свежий обзор практики работы с нерезидентом ВЭД 2020

ВЭД в 2019 году. Закон о валюте и валютных операциях. Что ждет экспортеров и импортеров с нового года?

- Будет ли продажа валютной выручки и ограничение сроков расчетов в ВЭД?

- Амнистия капиталов неизбежна?

- Электронные деньги под валютным надзором?

- Операции до 150 тыс. грн – вне валютного надзора банка, но штрафы не исключены

- Админштраф за нарушения в ВЭД от 17 тыс. до 51 тыс. грн

 Закон Украины «О валюте и валютных операциях» вступил в силу, но вводится в действие с 7 февраля 2019 года. Какие нововведения следует учитывать субъектам ВЭД в связи с этим?

Нормативно-правовые акты, которые утрачивают силу

С введением в действие Закона о валюте и валютных операциях утратит силу целый ряд нормативно-правовых актов, с которыми связана целая эпоха в валютном регулировании. Среди них:

- Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»;

- Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»;

- Указ Президента Украины «О неотложных мерах относительно возврата в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами»;

- Указ Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушения валютного законодательства».

Нормативно-правовые акты, которые дополнительно будут приняты или подготовлены в начале 2019 года

Закон о валюте и валютных операциях предусматривает подготовку Нацбанком и Кабмином ряда нормативно-правовых актов во исполнение норм закона.

Так, за месяц до введения в действие Закона (то есть до 7 января 2019 года) Национальный банк должен принять нормативные акты для реализации нового закона, а также, если есть соответствующие экономические предпосылки, ввести меры защиты, которые заработают с 7 февраля. Речь идет о таких мерах защиты, как обязательная продажа части валютной выручки, установление предельных сроков расчетов по ВЭД-контрактам, установление разрешений или лимитов по отдельным валютным операциям и других.

Согласно Закону Кабинет Министров Украины до 7 февраля должен утвердить перечень отдельных товаров и (или) отраслей экономики, относительно которых будут действовать исключения или особенности введения предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта.  

Что будет со «180 днями» расчетов в ВЭД?

Согласно ст.12 Закона о валюте и валютных операциях такие меры защиты, как продажа части валютной выручки и установление предельных сроков расчетов, остаются. НБУ вправе вводить эти меры на срок до шести месяцев с возможностью продления еще до шести месяцев. При этом общий срок действия ограничения не может превышать 18 месяцев на протяжении двух лет. Также следует упомянуть, что Нацбанк может установить предел сумм операций, ниже которых указанные ограничения не применяются (ст.13 Закона).

Практика ВЭД в Украине - семинар Александры Томашевской "ВЭД глазами профессионала..."

Амнистия капиталов неизбежна

Согласно пункту 11 Заключительных и переходных положений Закона на протяжении полугода с момента вступления в силу Закона Кабмин совместно с Национальным банком Украины должны разработать и внести на рассмотрение Парламента законопроекты относительно одноразового декларирования активов физических лиц и о международном сотрудничестве Украины в сфере налогообложения (имплементация некоторых шагов BEPS).

Электронные деньги под валютным надзором?

Согласно определению в ст.1 Закона о валюте и валютных операциях иностранной валютой считаются не только денежные знаки и средства на банковских счетах, но и электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и (или) в банковских металлах. Соответственно, электронные деньги, номинированные в гривне, являются национальной валютой. Можно предположить, что оборот электронных денег станет объектом валютного надзора. Напомним, что действующее законодательство в сфере валютного регулирования и контроля не предусматривает механизма контроля электронных денег.

Операторы почтовой связи теперь как банки

Согласно пункту 14 ч.1 ст.1 Закона операторы почтовой связи, которые получили специальную лицензию Нацбанка, являются наряду с банками и небанковскими финансовыми учреждениям уполномоченными учреждениями и наделены правом оказывать финансовые услуги по переводам средств, если они являются валютными операциями, и (или) финансовые услуги по торговле валютными ценностями в наличной форме.   

Валютный безвиз?

Согласно ст.2 Закона о валюте и валютных операциях, одним из прин

ципов валютного регулирования является свобода осуществления валютных операций, которая предусматривает, в частности:

- право физических и юридических лиц резидентов заключать соглашения с резидентами и (или) нерезидентами и выполнять обязательства по этим соглашениям в национальной валюте или в иностранной валюте, в том числе открывать счета в финансовых учреждениях других стран;

- право физических и юридических лиц – резидентов приобретать валютные ценности, активы за границей, перемещать валютные ценности через таможенную границу Украины.

Ранее такие операции требовали получения индивидуальной лицензии Нацбанка или могли осуществляться с ограничениями.

Тем не менее, согласно ст.5 Закона гривна является единым законным платежным средством в Украине, все расчеты на территории Украины, за некоторыми исключениями, должны проводиться исключительно в гривне.  

Счета нерезидентов в украинских банках

Согласно ст. 4 Закона нерезиденты вправе открывать счета в украинских банках и проводить через них валютные операции. Также в сфере осуществления валютных операций нерезиденты наделяются теми же правами, что и резиденты.

Операции до 150 тыс. гривен – вне валютного надзора

Согласно ч.7 ст.11 Закона банки как агенты валютного надзора не будут осуществлять валютный надзор за экспортно-импортными операциями, сумма которых меньше размера операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу (на сегодняшний день 150 тыс. гривен). Ожидается, что в Украине такие незначительные суммы сделок выведут из-под валютного надзора вообще. Тем не менее, Закон не освобождает субъектов ВЭД от соблюдения его требований и требований соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов даже при проведении операций на сумму меньше 150 тыс. гривен. Санкции за нарушения валютного законодательства по отношению к юридическим лицам и ФЛП применяют налоговые органы, так что штрафы возможны за нарушения даже по операциям на небольшие суммы.

Также нужно учитывать, что в Украине внедряется рискоориентированный подход к валютному регулированию (ст.2 Закона), что соответствует общим тенденциями банковского и налогового контроля.

Банки будут предотвращать незаконные валютные операции

Согласно ч.3 ст.11 Закона о валюте и валютных операциях агент валютного надзора вправе вмешаться в соответствующую валютную операцию и деятельность субъекта хозяйствования для предотвращения проведения незаконной валютной операции. Кроме предотвращения проведения незаконной валютной операции банки должны уведомить органы ГФС о такой незаконной операции (ч.11 ст.11).

Драконовские штрафы на должностных лиц как составляющая либерализации

Законом внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Статья 162-1 Кодекса, которая раньше предусматривала административный штраф за уклонение от возврата валютной выручки в Украину, теперь предусматривает ответственность за нарушение порядка осуществления валютных операций. Размер штрафа увеличен. Получается, что должностных лиц предприятий будут штрафовать за нарушения в сфере ВЭД на сумму от 17 тыс. до 51 тыс. гривен.

Финансовые санкции для юридических лиц и дополнительные полномочия налоговых органов

Новый закон четко определяет субъектов, уполномоченных применять штрафные санкции за нарушения валютного законодательства. Так, согласно ст.11 Закона органами валютного надзора являются Национальный банк Украины и центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговою и таможенную политику, то есть Государственная фискальная служба Украины. Согласно части 6 ст.11 Закона органы ГФС осуществляют валютный надзор соблюдения резидентами (кроме уполномоченных учреждений) и нерезидентами требований валютного законодательства. А в соответствии с частью 4 ст.14 Закона о валюте органы ГФС наделены правом адекватно совершенному нарушению применять к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) меру воздействия в виде штрафных санкций в размере до 100 процентов суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства. Штраф до 100 процентов суммы операции – это все-таки меньше, чем 100 процентов (как это предусмотрено действующим законодательством).

Также Законом четко определены сроки давности применения штрафных санкций за нарушения валютного законодательства. Субъекта хозяйствования можно будет оштрафовать не позднее 1095 дней с момента нарушения закона, но не позже чем через 6 месяцев с момента выявления такого нарушения (ч.2 ст.15 Закона).

Кроме того, согласно ч.9 ст.11 Закона органы ГФС при проведении проверок вправе получать доступ к системам автоматизации валютных операций.   

Узнать больше о работе импортеров и экспортеров в Украине

kievbusinesscentre.com.ua

 

 


Возврат к списку

 
     
 
 
 



Семинар по ВЭД