домой   контакт   поиск       войти

Когда проверка - вне закона

     
 

26.09.2009

Лучший способ профилактики негативных последствий проверок предприятия – отказ в допуске на незаконную проверку

Казалось бы, 90-е годы прошлого столетия давно позади, 30-е годы – тем более. Тем не менее, представители малого и среднего бизнеса, да и обычные граждане никак не могут избавиться от чувства страха и какого-то комплекса вины в отношении органов власти, что очень ярко проявляется при проведении контролирующими и правоохранительными органами проверок и прочих подобных процедур. Удивительно, но сами работники контролирующих органов никаких психологических комплексов в отношении представителей бизнеса не испытывают, хотя в большинстве случаев их контрольные мероприятия проводятся с нарушением установленной законом процедуры, компетенции и другими нарушениями. То есть, нарушителями закона являются как раз они – ревизоры, а не ревизуемые ими субъекты.

Большинство предпринимателей не осознают, что действия «ревизоров», пожаловавших на фирму, регламентированы нормами законодательства и что любого рода визит должен основываться на установленной законом компетенции того или иного органа, а происходить все это должно на основании, в пределах полномочий и по процедуре (способом), которые установлены законодательством.
Ниже приведена ситуация, с которой консультантам КЦПРБ приходится сталкиваться чуть ли не каждый день (конечно же, в разных вариациях).

Звонок на «горячую» линию:
Предприниматель (П.) - Алло! К нам пришли из УБЭПа (вариант – налоговой инспекции). В офисе находится мой брат – помогает по работе, но не оформлен в штат. Как мне доказать, что родственник может работать без трудовой? На что сослаться?
Консультант (К.) - Уточните, по какому вопросу к Вам пожаловали работники милиции?
П. - Просто зашли, показали «корочку», сказали, что проверяют все туристические фирмы в Киеве на основании какого-то распоряжения.
К. - Я считаю, что Вы не обязаны объяснять им, кто и зачем находится в вашем офисе.
П. - Что, так им и ответить?!
К. - Можете ответить, что все присутствующие в офисе находятся здесь на законных основаниях, и что трудовые отношения в вашей компании оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Также объясните им корректно, что выяснение такого рода обстоятельств, если это не связано с профилактикой или расследованием преступлений, выходит за пределы полномочий ГСБЭП.
П. - Скажите, а все-таки, есть какой-то закон о том, что родственники могут работать без трудовой?..

Описанная ситуация – тупиковая. Если предприниматель сможет оправдаться по поводу неоформленного в штат родственника, ему предложат еще несколько вопросов «на засыпку». Чтобы подобных эксцессов было меньше, проблему нужно решать кардинально. Для этого, в первую очередь, необходимо выучить наизусть норму ч.2 ст.19 Конституции Украины. А для осознания практического значения указанной правовой нормы – прочесть блестящую статью Николая Дроботенко: «Отработанная» страна» (найдется с помощью любой поисковой системы Интернета). И прежде чем отвечать на вопросы «бэперов», пожаловавших к вам в офис, задайте им встречный вопрос о правовых основания визита на предприятие.
Естественно, сказанное выше касается не только представителей Государственной службы борьбы с экономической преступностью, но и других правоохранительных и контролирующих органов, которые проверяют нас на предмет соблюдения требований законодательства, но сами соблюдать нормы законов не намерены.
К сожалению, многие предприниматели с недоверием относятся к советам юриста, но охотно верят угрозам «ревизоров» и «силовиков».
У любого более-менее опытного представителя контролирующих органов всегда есть наготове набор неизощренных контраргументов в ответ на попытки менее опытного в этих делах коммерсанта избежать незаконной проверки. Чаще всего пугают опечатыванием офиса и складов, арестом активов, вызовом милицейского подкрепления, изъятием компьютеров с нелицензионным ПО и даже арестом на пятнадцать суток. Безусловно, законодательство предусматривает указанные способы реагирования на правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, вот только на практике эти способы часто оглашаются, но очень редко применяются. В подавляющем большинстве случаев ответственность за отказ в допуске к проведению мероприятия государственного надзора (контроля) ограничивается применением (или попыткой применения) к должностному лицу субъекта хозяйствования штрафа в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Это примерно так же страшно, как штраф за превышение скорости на 20 км/час, только намного дешевле. В большинстве случаев решение о наложении штрафа принимает суд, где можно доказывать отсутствие в действиях должностного лица состава правонарушения.
Возможно, если бы предприниматели, директора и бухгалтеры предприятий были достаточно осведомлены о правовых последствиях отказа в допуске на незаконную проверку, многие из них не испытывали бы священного трепета перед людьми с «корочками».
Приводим информацию о санкциях, которые могут быть применены в отношении должностных лиц субъектов хозяйствования за отказ в допуске на проверку. В некоторых случаях применением санкций в отношении должностных лиц согласно КУоАП дело не ограничивается. К примеру, органы по вопросам защиты прав потребителей наделены полномочиями применять финансовые санкции в отношении субъекта хозяйствования за препятствование проведению проверки.

Нарушение

              Ответственность                          

 Основание   

Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции при выполнении ним служебных обязанностей.

Штраф в размере от 136 до 255 грн. или исправительные работы от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до 15 суток.


ст.185

КУоАП

Невыполнение должностными лицами, гражданами,  которые занимаются предпринимательской деятельностью, законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей о проведении проверки деятельности по продаже товаров,  выполнению работ, оказанию услуг гражданам-потребителям  или о предоставлении необходимых для этого материалов.


Штраф от 51 до 85 грн.

ст.188-2 КУоАП

Невыполнение законных требований должностных  лиц органов специально уполномоченного  центрального органа исполнительной власти  по надзору за охраной труда об устранении нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов.

Штраф на работников – от 51 до 85 грн. Штраф на должностных лиц – от 136 до 238 грн.

ст.188-4 КУоАП

Невыполнение законных распоряжений или предписаний, других законных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, радиационной безопасности или охрану природных ресурсов, непредоставление им необходимой информации или предоставление неправдивой информации, совершение других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей.

Штраф на граждан – от 85 грн. до 170 грн. Штраф на должностных лиц – от 170 до 510 грн.


ст.188-5 КУоАП

Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этих органов.

Штраф на должностных лиц – от 850 до 1700 грн.

ст.188-6 КУоАП

Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности.

Предупреждение или штраф на граждан от 8,5 до 119 грн., а на должностных лиц – от 34 до 170 грн.

ст.188-8 КУоАП

Невыполнение законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации по устранению нарушений законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации или создание препятствий для деятельности этих органов, а также невыполнение предписаний, связанных с нарушений требований стандартов, норм и правил относительно качества продукции.

Штраф от 51 до 340 грн.

ст.188-9 КУоАП

Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственного контроля качества лекарственных средств по устранению нарушений законодательства о лекарственных средствах или создание препятствий для деятельности этих органов.

Штраф от 170 до 340 грн.

ст.188-10 КУоАП

Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства, непредоставлением им необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей.

Штраф на граждан от 17 до 204 грн. Штраф на должностных лиц – от 102 до 425 грн.

ст.188-11 КУоАП

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда Украины в осуществлении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой страховых взносов.

Штраф на должностных лиц от 136 до 255 грн. Штраф на должностных лиц, в отношении которых в течение года было применено административное взыскание за правонарушение, указанное в ч.1 этой статьи – от 170 до 340 грн.

ст.188-23 КУоАП

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в осуществлении проверок, связанных с начислением, исчислением, уплатой страховых взносов и целевым использованием средств Фонда.

Штраф на должностных лиц от 136 до 255 грн. Штраф на должностных лиц, в отношении которых в течение года было применено административное взыскание за правонарушение, указанное в ч.1 этой статьи – от 170 до 340 грн.

ст.188-24 КУоАП


 Семинар по теме: Защита интересов бизнеса в ходе проверок налоговыми и другими контролирующими органами



Возврат к списку