домой   контакт   поиск       войти

Налогообложение экспедиторов

     
 

КЦПРБ обратился в Государственную налоговую службу Украины за обобщающей налоговой консультацией относительно учета и налогообложения транспортно-экспедиционной деятельности налогом на добавленную стоимость.

Транспортно-экспедиционные компании сталкиваются с проблемами правильного толкования норм налогового законодательства Украины, регулирующих порядок учета и налогообложения экспедиторов налогом на добавленную стоимость.

В Украине отсутствует единая практика определения базы НДС экспедиторов - посредников на рынке грузоперевозок.

Киевский центр поддержки и развития бизнеса обратился в ГНСУ с запросом об утверждении обобщающей налоговой консультации по приведенным ниже проблемам налогообложения экспедиторов.

Проблема 1. Налоговый кредит и налоговые обязательства экспедитора на стоимость услуг перевозки

В соответствии с ч.1 ст.929 Гражданского кодекса Украины по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. По нашему мнению, собственно услуги перевозки (доставка груза) не являются предметом договора транспортного экспедирования, как он определен в законодательстве Украины.

Договор транспортного экспедирования содержит элементы посреднических договоров, так как перечень услуг экспедитора практически всегда предусматривает заключение экспедитором по поручению его клиента договора перевозки груза. Кроме того стороны договора транспортного экспедирования предусматривают другие обязанности экспедитора: организацию перевозки груза на определенных условиях, проверку груза и т.д.

В подавляющем большинстве случаев экспедитор получает не только плату за свои услуги, но и принимает от клиента средства в оплату услуг перевозчика.

Несмотря на то, что экспедитор, по определению, не является поставщиком услуг перевозки, на практике многие транспортно-экспедиционные компании, сотрудничающие с перевозчиками – неплательщиками налога на добавленную стоимость, «накручивают» 20% НДС на стоимость услуг перевозки. Если же перевозчик является плательщиком НДС, экспедитор включает сумму НДС с услуг перевозки в состав налогового кредита. Такой подход характерен для так называемых "экспедиторов - договорных перевозчиков", что на практике часто называют "куплей-продажей услуг перевозки".  

Учитывая, что не все транспортные компании принимают описанную выше практику, есть необходимость в получении официального ответа налогового органа на следующие вопросы: 

1)  возникает ли у экспедитора, который заключает договор перевозки по поручению клиента от своего имени и перечисляет перевозчику средства в оплату услуг перевозки, а также у экспедитора, который действует в аналогичной ситуации от имени клиента, право на налоговый кредит исходя из стоимости услуг перевозки?

2)  обязан ли экспедитор, который заключает договор перевозки по поручению клиента от своего имени и перечисляет перевозчику средства в оплату услуг перевозки, а также экспедитор, который действует в аналогичной ситуации от имени клиента, начислять налоговые обязательства по ставке 20% или 0% (при международных перевозках) на стоимость услуг перевозки, если перевозчик не является плательщиком НДС?

3)   отражаются ли в декларации по налогу на добавленную стоимость налоговые обязательства и налоговый кредит экспедитора исходя из стоимости услуг перевозки?

4)  учитываются ли при подсчете объемов облагаемых и необлагаемых НДС операций с целью распределения налогового кредита суммы средств, которые получены экспедитором от клиента для оплаты услуг третьих лиц (перевозчика и других)?   

Проблема 2. Оформление экспедитором налоговых накладных на стоимость услуг перевозки

На практике клиент, перечисляя экспедитору средства, включающие оплату услуг перевозчика, претендует на получение от экспедитора налоговой накладной на полную стоимость заказанных услуг (включая услуги экспедитора и услуги перевозчика).

При этом, как было указано выше, экспедитор не является исполнителем по договору перевозки груза, а средства на оплату услуг (работ) других лиц не включаются в плату экспедитора (ст.9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности»).    

В соответствии с п.201.10 Налогового кодекса Украины обязанность выдать покупателю налоговую накладную возлагается на налогоплательщика, который осуществляет операции по поставке товаров (услуг).

В связи с этим считаем необходимым получение ответа ГНСУ на такие вопросы:

1)  обязан ли экспедитор в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины выдавать клиенту налоговую накладную на общую сумму средств, полученных от такого клиента, которая включает также средства в оплату услуг перевозчика?

2)   является ли налоговая накладная, выданная экспедитором клиенту на общую сумму полученных по договору средств, основанием для отнесения НДС в состав налогового кредита клиента?

Проблема 3. Налогообложение НДС части международной перевозки, которая приходится на территорию Украины

 Для осуществления международных перевозок экспедиторы привлекают перевозчиков-нерезидентов. Согласно определению, которое содержится в ст.1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», международные перевозки пассажиров и грузов – это перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом с пересечением государственной границы.   

При этом часть маршрута международной перевозки может приходиться на территорию Украины. Вознаграждение (плата) перечисляется нерезиденту общей суммой за услуги международной перевозки.

Поскольку вопрос налогообложения НДС подобных операций является спорным, экспедиторам необходима официальная позиция ГНСУ по такому вопросу:

 - является ли перевозка на отрезке международной перевозки, который приходится на территорию Украины, объектом налогообложения НДС как услуга, которая поставляется нерезидентом на таможенной территории Украины (п.190.2 Налогового кодекса Украины)?  

Проблема 4. НДС на сумму штрафных санкций за сверхнормативный простой транспортных средств

В практике внутренних и международных перевозок случаются сверхнормативные простои транспортных средств перевозчика, в том числе по вине грузоотправителя или грузополучателя. Стороны договора перевозки, как правило, предусматривают уплату заказчиком штрафных санкций за такой простой. При этом экспедиторы включают в договор с клиентом аналогичные условия об уплате штрафных санкций за сверхнормативный простой или же предусматривают компенсацию клиентом сумм штрафов, которые перевозчик взыскал с экспедитора.

С целью унификации практики налогообложения уплаченных и полученных сумм штрафных санкций, считаем необходимым получение официального ответа Государственной налоговой службы Украины на следующий вопрос:

- является ли объектом налогообложения НДС суммы неустойки (штрафа), уплаченные экспедитору его клиентом за сверхнормативный простой транспортных средств перевозчика?

Дмитрий Гарный, Александра Федак

6 июля 2012 года ГНСУ приказом № 610 утвердила Обобщающую налоговую консультацию относительно порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности

Семинар "Транспортно-экспедиторская деятельность: оформление и налогообложение"

www.kievbusinesscentre.com.ua


Возврат к списку