Введение так называемых «плоских ставок» налогов: 20 % - налог с доходов физических лиц, 20 % - НДС, 20 % - ЕСВ и 20% налог на прибыль. Предположительно такие ставки налогов позволят упростить администрирование налогов, в частности ЕСВ, ведь на данный момент в законодательстве предусмотрено 67 ставок ЕСВ только при начислении на фонд оплаты труда.
Реформа «зарплатных» налогов: НДФЛ и ЕСВ
Для объединения НДФЛ и ЕСВ предусматривается переходный период – до 2018 года. В течение этого периода будут действовать ставки НДФЛ и ЕСВ на уровне 20% каждая, будет ликвидирован взнос ЕСВ из зарплаты работника, а введение единой отчетности по ЕСВ и НДФЛ произойдет уже в 2016 году.
Минимальная зарплата, которая с 1 января 2016 года составит 1378 грн., не будет облагаться налогами. С учетом этих изменений, по мнению министра финансов, большинство граждан будут платить меньше налогов.
Налог на прибыль
С 2016 года ставка налога на прибыль предприятий возрастает до 20%. На данный момент ставка налога на прибыль - 18%, но если учесть сумму НДФЛ 5% и военный сбор 1,5%, общая «нагрузка» на выплату чистой прибыли составляет сейчас для бизнесмена 24,5%.
Ставка налога на дивиденды в проекте закона предусмотрена на уровне 20%. Изначально представителями Минфина озвучивалась ставка НДФЛ для дивидендов на уровне 5%, однако в тексте проекта НКУ ставка указана в размере 20%. И поскольку военный сбор на 2016 год предложено оставить, фактически прибыль собственнику бизнеса обойдется в 41,5%.
Новацией для налогового законодательства Украины является предложение уже с 2016 года ввести механизм «инвестиционного кредита». Этот механизм предполагает возможность списать на инвестиции часть суммы прибыли, которая инвестирована в оборудование или новое производство (новые капитальные инвестиции). Таким образом инициаторы реформ рассчитывают ввести действенный механизм стимулирования новых инвестиций в стране.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения, по словам министра финансов Украины, должна перестать быть внутренним оффшором, поэтому она будет существенно реформирована. Предложено позволить оставаться на упрощенной системе налогообложения только физическим лицам-предпринимателям, юридические лица смогут работать только на общей системе налогообложения.
Плательщиков единого налога поделят на группы «А», «Б» и «В».
В группе «А» смогут оставаться предприниматели 1-й группы ЕН с годовым доходом в пределах 300 000 грн., группа «Б» объединит предпринимателей на 2-й и 3-й группе ЕН, и годовой доход таких субъектов не должен будет превышать 2 млн. грн.
Группа «В» - для плательщиков сельскохозяйственного налога (сейчас – 4-я группа ЕН) с оборотом в пределах 2 млн. грн., также предложено для них вести коэффициенты, на которые будет уменьшаться оборот предприятия для начисления налогов ( 0,8 для первого года).
Предприниматели группы «Б» в соответствии с проектом НКУ не вправе будут осуществлять экспортно-импортные операции по ввозу и вывозу товаров за рубеж/из-за рубежа.
НДС
Объем облагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС увеличивается до 2 000 000 грн.
Проект предусматривает ликвидацию всех льгот по этому налогу, а для отраслей, нуждающихся в поддержке, вместо льгот будет предоставляться прямая бюджетная поддержка. Тем не менее, в тексте проекта НКУ кроме основной ставки 20% остается также 0% (экспорт и сопутствующие услуги, международные перевозки), а также перечень операций, которые не являются объектом налогообложения.
Ответственность
Значительно увеличивается размер штрафов за нарушения норм Налогового кодекса. Например, если сейчас неподача или нарушение подачи сведений для формирования и ведения Госреестра физлиц налогоплательщиков сейчас предусматривает ответственность 85 грн. (повторно 170 грн.) – то в проекте НКУ предложено за указанное нарушение применять штраф в размере 850 грн. (повторно – 1700 грн.).
Неподача или несвоевременная подача отчетности становится чревата суммами штрафов 1020 грн. и 2040 грн. За повторное нарушение (сейчас 510 грн. и 1020 грн.)
Ответственность за нарушение сроков хранения документов или непредоставление их при налоговой проверке, например, усилена в 10 раз. Сейчас это стандартные суммы 510 и 1020 грн., в проекте – 5100 грн. и 10200 грн. соответственно.
Регистраторы расчетных операций для всех субъектов упрощенной системы
Если сейчас предприниматели 2-3 групп оне обязаны применять РРО при условии, что их доход за год не превысил 1 миллион гривен, то с 2016 года в группе «Б» таких преференций больше не предполагается. Предприниматели бывшей второй группы ЕН обязаны установить РРО с 1 января 2016 года, а с 1 июля 2016 года предположительно для всех субъектов – и единщиков в частности (кроме торговли на рынках и мастерских) - принятие наличных будет равно использованию РРО. Плательщики группы «А» также обязаны будут проводить все операции через РРО с 01.01.2019г.
***
Презентацию проекта налоговой реформы можно скачать здесь
Текст проекта налогового кодекса Украины доступен по ссылке
Также в конце октября в парламенте был зарегистрирован альтернативный законопроект о налоговой реформе. Подробнее - в материале "Обзор либеральной налоговой реформы. Законопроект № 3357".
О "подводных камнях" концепции налоговой реформа Минфина читайте в материале "О чем умолчал Минфин..."
Налоговые новости - оперативно! Подпишись на наш канал youtube.
kievbusinesscentre.com.ua
|